Αντίπασχα (Антипасха)

 

Антипасха (от греч. ἀντι – вместо-, напротив- Пасхи) – первое воскресенье после Пасхи, иначе называемая Неделя о Фоме, или Фомино воскресенье.

3s3g14

Богослужение этого дня посвящено воспоминанию явления воскресшего Иисуса Христа ученикам в «первый день недели вечером» и уверение апостола Фомы на восьмой день после Пасхи и основано на евангельском чтении праздника. Число «восемь» имеет символическое значение, восьмой день обозначает жизнь мира грядущего.

Антипасха связана с одной стороны, с Воскресением Христовым, т. к. с IV в. она служила завершением 8-дневных пасхальных торжеств, с др. стороны – с Таинством Крещения, т. к. в этот день или накануне крещенные на Пасху или в Великую субботу, снимали белые крещальные ризы. Всё богослужение Антипасхи совершается по Триоди цветной по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится. На каждой из воскресных служб, начиная с Антипасхи, поётся пасхальный канон, повторяя празднование Пасхи.

Полное название праздника

Полное название на церковнославянском — «Неделя Антипасхи, еже есть осязание святаго славнаго апостола Фомы» (Воскресение подобное Пасхе, или осязание святого, славного апостола Фомы.). Слово «Антипасха» происходит от древнегреческого «Пасха» и приставки «анти», означающей подобие.

Антипасха в древней Церкви

Одно из первых упоминаний о празднике есть в «Апостольских постановлениях», относящихся примерно к 380 году. Описание иерусалимского богослужения дано в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года).

В тот период новообращенных христиан (неофитов) крестили либо во время литургии в Великую субботу, либо на саму Пасху. 7 дней после крещения они одевались в белое. Снятие освященных одежд происходило на 8-й день.

pasq02b1334044009057

Блаженный Августин, святитель Иппонский, писал, что этим радостным событием завершаются пасхальные торжества. Однако белизна, символ прошедшего таинства, никуда не исчезает — она остается с человеком в глубине его сердца.

Отсюда пошло православное название недели между этими датами — Светлая седмица. В римском и амвросианском обрядах — Dominica in Albis (лат. День Господень в белых (одеждах)).

Богослужение

Церковная служба обращается к чуду явления Иисуса Христа: вечером Святого воскресенья, когда его увидело 10 учеников, исключая Фому, и 2-й раз — спустя 8 дней (11 апостолам, в числе которых был и Фома).

Фома – избранный Христом ученик, который до встречи с ним, вероятно, был рыбаком. Узнав от остальных апостолов о явлении Иисуса, он усомнился. В Писании (Ин. 20:25) сказано: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

uverenie-fomy

Во 2-е свое явление Иисус Христос именно это и предложил ему сделать: коснуться ран и убедиться, что они настоящие. В Евангелии не сказано, поступил ли так Фома или нет. Известно только, что на этот раз апостол поверил.

Для всех богослужебных обрядов в этот день используют Ин. 20:19-31.

Это явление Христа не только утверждает веру в истинность Воскресения, но и напоминает завет Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

Евангельское чтение об уверении Фомы

Это евангельское чтение содержит 3 части: о явлении Иисуса апостолам, об отсутствии Фомы и его неверии, об уверении Фомы:

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа». (Ин. 20:19-20)

«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». (Ин. 20:24-25)

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». (Ин. 20:26-29)

«Вера» в современном мире означает не то, что имели в виду под этим словом в Библии. Самыми близкими к библейским были бы понятия «доверия» и «верности». Это совершенно не философский вопрос. Философ может признавать или отрицать существование Абсолюта или Космического разума. Однако абстрактная сверхсущность не имеет ничего общего с Живым Богом. Как считал Блез Паскаль, истинный Бог — это «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых». Древний человек не мог отрицать существование Бога (Пс. 13:1).

Читайте также

Урок ОРКСЭ прошел в школе №322 Невского района
Урок по Основам православной культуры прошел в Кронштадте

Вся лента