Катехизация

kursy6-580x384

Благочиния (контакты), благочинные и помощники благочинных по религиозному образованию и катехизации СПб епархии-2016

Реестр священнослужителей — катехизаторов и ответственных за катехизацию на приходах СПб епархии (2015)

Реестр аттестованных приходских катехизаторов- мирян приходов СПб епархии (2015)

Свидетельства о прохождении предвенчальной катехизации и предкрещального оглашения можно скачать здесь

Катехизация и богослужение

Несмотря на неразвитость катехизаторского служения в Русской Православной Церкви, в ее жизни присутствует «воцерковляющий фактор», который в настоящее время является одним из главных источников наполнения храмов людьми, – православное богослужение.

Роль богослужения в жизни Церкви не ограничивается только узким, внешне-миссионерским значением. Если рассматривать миссию как движение к порогу храма, то богослужение, с которым человек сталкивается уже за храмовым порогом, имеет непосредственно катехизаторское значение, поскольку православное богослужение отличается высокой степенью учительности и духовной мотивации к жизни во Христе: «…Проверенной веками формой была катехизация через богослужение. Она давала прекрасную систему богословских знаний систему не схоластически-отвлеченную, не зазубренную, не вымученную бездумным повторением, а органично пронизывающую весь жизненный уклад человека. В центре богослужения находится Евхаристия – основа всякого подлинного духовного развития личности. Вокруг нее, вокруг Живого Христа, концентрируются душеполезные знания и христианский опыт».

Данная статья планирует отразить непосредственное миссионерское значение богослужения, а также катехизаторские методы, позволяющие проводить работу по воцерковлению людей, не укрепленных в вере через богослужение.

Значение и роль православного богослужения в катехизаторской работе

«Церковь, как Тело Христово есть свидетельство и миссия в обращенности к страждущему миру и человеку. Средоточие жизни и словесного служения Церкви есть Евхаристия, которая есть актуализация Царствия Божиего пришедшего в силе, есть служение Самого Иисуса Христа, Который “не отступил… вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Свое даровал еси будущее”».

«Внутренняя вера и духовность христиан сегодня, как и во времена Древней Церкви, определяется, в первую очередь, тем, что они познают и переживают в богослужении».

Исторически христианское богослужение было предназначено к научению основам христианского вероучения людей, приходящих в Церковь, из всех категорий. Слова молитв, интерьер храмов, украшенных иконами с библейским содержанием, были главным подспорьем в понимании христианства, особенно для неграмотных прихожан. Эта же роль богослужения обретает новую актуальность в наше время, после многих лет атеизма и наступления неоязычества. «Учение о сокровенных тайнах веры, наставления в молитве и благочестивом образе жизни, рассказ о многообразных ликах святости – всё это может быть почерпнуто из текстов православных молитв и песнопений».

Особое значение, которое можно назвать и учительным и воспитательным, то есть катехизаторским, имеютевангельские и апостольские чтения, годичные постовые и праздничные круги, а также комментирующие ихпроповеди, живым языком доносящие до прихожан всю глубину мудрости, данной в Откровении Богом и накопленной в опыте Церковью. «В проповеди также важно нескучным языком прилагать глубинные основы слова Божия и святоотеческого учения к сегодняшней жизни».

По мнению иностранных богословов, наша Церковь в период гонений приобрела особый опыт и масштаб проповедничества: «…Самые серьезные свидетельства совместимости иконы и проповеди приходят все же из России. В стране, где религиозная пропаганда была запрещена, богослужебная проповедь приобрела размах невиданный для западного протестантизма».

По слову о. Павла Флоренского, непосредственное выражение духовного опыта проявляется в молитвах и песнопениях богослужений, которое является самым значительным и существенным отправлением жизни церковного тела.

Суточный, недельный и годовой круги христианского богослужения, концентрируясь на сути христианской проповеди, «вводят христианина в Таинство богочеловеческого единства и делают его причастником Христова спасения и вечной жизни».

Сами по себе богослужения выступают в роли мотивационного фактора, когда в гимнографических текстах по отношению к христианам звучат призывык правильному исповеданию и прославлению Бога, к борьбе с грехом, к помощи ближним и принятию заповедей Христа в свою жизнь. «Молитва за оглашенных, например, дает возможность сконцентрировать внимание современной церковной общины на миссионерской традиции Православия…»

О библейском характере православных богослужений говорит греческий богослов Яков Стамулис, который приводит статические данные, где показано, что в семи исследованиях богослужебного чина 25% приходится на прямые библейские тексты. При использовании косвенных указаний на Библию и библейских аллюзий процент увеличивается.

Успешность внутренней миссии через богослужение обусловлена общиннымобразом участия в молитвах и в Таинстве Евхаристии. Изначально заданная общинность Церкви является подарком любому активному миссионеру, который с Божией помощью эту общину может сплотить и направить ее активность для благовестия за пределы храма.

Практикующиеся формы служения «детских» Литургий, служения Литургий в местах заключения, больницах, воинских частях служат консолидации в общины определенных групп людей, что также может быть успешно использовано в миссии.

Огромное катехизаторское значение имеет «материальность» православного богослужения. В отличие от сект, православное богослужение дает нам возможность не ограничиваться символическим значением подвига Христа, но, главное, дает возможность реального приобщения к Нему через Таинство Евхаристии.

Миссионерской является и направленность Божественной Литургии как главной составляющей православного богослужения. Устремленность к Небесным обителям, возможность обретения Божиего Царства не только за гробом, но и в этой жизни, при надлежащем донесении до людей, служат побудительными мотивами к вхождению в жизнь во Христе. Утомленным в будничной суете людям храмовое служение Богу позволяет обрести покой и радость в приобщении к иному миру. «Евхаристия – это связь с прошлым; более того, это связь с иным типом реальности, находящимся в резком контрасте с материальным миром. Литургия несет свидетельство об ином порядке вещей».

Существуют и другие миссионерские аспекты православного богослужения, которые в той или иной мере служат делу воцерковления людей.

Миссионерская Литургия

Для сознательного вхождения человека в Церковь необходимо, чтобы совпала масса обстоятельств, и было выполнено множество условий. Но по большому счету это таинство приобщения человека к Господней благодати в большей мере зависит от позиции служителей Церкви. Особо актуально встал вопрос о понимании современным человеком богослужения. В силу сложности богослужебного устава и исторических напластований в чинопоследовании и текстах богослужений, даже перевод на русский язык эту проблему не решил бы. Поэтому все более актуальными становятся призывы к введению в общецерковную практику т.н. «миссионерских Литургий», то есть богослужений с пояснениями, которые в порядке эксперимента проводятся в отдельных епархиях.

По слову почившего Патриарха Алексия II, проблема «застывших форм» должна осмысливаться следующим образом: «Говоря о восприятии богослужебной или пастырской традиции, не следует забывать, что следование Преданию не есть механическое копирование внешних форм, а живое осмысление и творческое претворение в жизнь перенятого опыта… Практический вывод из сказанного может быть только один: не должно быть ни самоволия, ни самообольщения. Во всем должна быть разумная дисциплина и благоустроенная свобода».

Миссионерские Литургии как раз являются той буферной формой, где не происходит реформации духовного наследия и одновременно творчески претворяется в жизнь имеющийся опыт.

Так, в Тульской и Белевской епархии опыт миссионерский Литургий был связан со служением привычной Литургии св. Иоанна Златоуста, которые перемежались комментариями. «На самой литургии делались комментарии. Их было шесть: перед началом проскомидии, после часов, после чтения Священного Писания, перед Великим Входом, перед евхаристическим каноном и после окончания службы. Комментарии давал миссионер-катехизатор с богословским образованием. Практика показывает, что проведение подобных миссионерских литургий полезно даже для постоянных прихожан».

Существуют предложения не ограничиваться в пояснениях только на Божественных Литургиях. Протодиакон Андрей Кураев предлагает проводить на приходах с определенной периодичностью Всенощные бдения с комментариями, где за 1-2 минуты комментатор должен пояснять все самостоятельные части богослужений вплоть до комментариев к ектениям. Такие богослужения, по мнению автора идеи, уместнее проводить в городах, где расположены несколько храмов, чтобы люди имели возможность выбора. Также он отмечает, что данные богослужения должны проходить по заранее спланированному расписанию, о котором должны знать люди. «Устав, как известно, на одном всенощном бдении указывает до 7 случаев, когда надо обращаться к народу с тем или другим поучением» [17]. Сам о. Андрей на практике выступил в роли комментатора на миссионерской Литургии в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.

II Миссионерская Литургия в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга:

Практика миссионерских комментариев на богослужениях была использована в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода при служении Божественной Литургии Преждеосвященных Даров.

Пояснения в богослужениях по предложению протоиерея Всеволода Чаплина не обязательно должны вклиниваться в чинопоследования, – за 10-15 минут до богослужения священник или катехизатор могут вкратце рассказать о житиях празднуемых святых, раскрыть тему дневного Евангелия, раскрыть смысл важнейших изменяемых молитвословий.

Протоиерей Геннадий Фаст указывает на уже существующую практику проведения чинопоследования Таинства Крещения, где «каждое священнодействие поясняется священником, и крещаемые вполне воспринимают все над ними совершаемое».

Для усиления дидактической составляющей богослужения во многих приходах нашей Церкви Евангелие, Апостол, паремии и другие чтения Священного Писания читаются или повторяются на русском языке, что отражено как принцип в учебных пособиях по миссии и катехизации.

Катехизаторская польза от подобных богослужений самоочевидна. Проведением подобных богослужений снимается главная проблема не только неофитов, вошедших в нашу Церковь, – проблема непонимания.

Миссионерские экспедиции

В настоящее время Русская Православная Церковь стоит еще перед одним вызовом – отсутствием храмов, а как следствие – отсутствием православных богослужений в малых и отдаленных населенных пунктах ее канонической территории. Выход, хоть и не полноценный, был найден в проведении т.н. миссионерских экспедиций, одной из составляющей деятельности которых является проведение в полевых условиях полноценных богослужений и совершения Таинства Евхаристии.

Практика миссионерских экспедиций в основном в отдаленные населенные пункты была возрождена во второй половине 90-х годов XX в. Синодальным Миссионерским отделом. Основные аспекты (в том числе и литургический аспект) и принципы миссионерских путешествий к настоящему времени отражены в специальной литературе.

В качестве иллюстрации приводится цитата из официального доклада Патриарха на Архиерейском соборе: «С 11 августа по 4 сентября 1996 года Миссионерский отдел совместно со Свято-Тихоновским Богословским институтом по просьбе епископа Якутского и Ленского Германа направил миссионерскую группу из 16 человек (6 священнослужителей и 10 студентов Свято-Тихоновского Богословского института) в республику Саха (Якутия). В результате было крещено более полутора тысяч человек, проживающих в селениях по реке Колыме, Алдану и Вилюю. На стойбищах и в поселках миссионеры совершали богослужения, Таинства и требы. А в особо памятных и видных местах устанавливали поклонные кресты и даже сооружали импровизированные часовни». Подобных экспедиций с катехизаторскими беседами, крещениями и богослужениями было совершено к данному времени достаточно много, что позволяет уже систематизировать накопленный опыт.

Практикуются миссионерско-катехизаторские выезды также в те населенные пункты, где есть сформировавшиеся общины, но нет священников и храмов. В таких выездах совершение богослужения является уже главной целью. Регулярной практикой подобного рода являются т.н. миссионерские походы. В течение недели в определенном географическом ареале священники служат Божественную Литургию в разрушенных храмах для того, чтобы «…привлечь внимание жителей к своим храмам, посодействовать скорейшему возрождению сельских святынь».

Помимо «сухопутных» миссионерских выездов Миссионерский отдел практикует миссионерские выезды на специальном корабле-церкви, останавливающемся в населенных пунктах, расположенных на побережье рек и других водоемов, где запланирован выезд. Одной из главных составляющих «водных» миссионерских поездок были богослужения.

Литургическое обучение

Согласно Миссионерской концепции элементом катехизации через богослужение может быть литургическое обучение как взрослых, так и детей. В качестве типовой иллюстрации данной практики автор использует в работе пример Воскресной школы при Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента, где во взрослых и молодежных группах на курсе Литургики изучаются элементы церковнославянского языка, имеющие непосредственное отношение к богослужению, разбираются перевод и значение ектений и гимнографических текстов, дается литургический и богословский комментарий к определенной части богослужения.

Для более полного понимания происходящего во время богослужений прихожанам рекомендуется ознакомиться на первых порах со специальной литературой, где расписано чинопоследование богослужения с переводом и комментариями. В других вариантах изучение богослужения с помощью вспомогательных пособий возможно прямо во время богослужений.

«Информационная поддержка» богослужений

При освещении темы миссионерских богослужений необходимо учитывать, что основная масса населения, отождествляющая себя с Православием, достаточно редко заходит в храмы, и особенно на богослужения. Но по свидетельству автора, в том числе и согласно его собственному опыту, многие из тех, кто «попал» на богослужение, начали свой путь воцерковления именно после духовного и интеллектуального воздействия богослужений.

Помощь в этой ситуации могут оказать информационные оповещения и приглашения в храм через объявления, развешанные в печатном виде, публикуемые в местных периодических изданиях, транслируемые через эфирные СМИ.

«Сведения о празднованиях и богослужении каждого дня месяца или недели могут публиковаться в церковной прессе. (Добрый пример таких публикаций подан рядом “Епархиальных ведомостей”.) Такой “толковый календарь” мог бы очень пригодиться в каждом храме – повесив его на паперти, священник одним этим мог бы серьезно помочь своей пастве лучше узнать богослужение».

В качестве метода «информационной поддержки» православных богослужений на некоторых приходах используются стенды, где размещается информация о смысле предстоящего праздника, словарики церковнославянских слов, краткие жития святых и т.п. В другом варианте информация может размещаться в виде приходских стенгазет. В данном случае используется способ «пассивного» литургического обучения.

Обобщая описанную выше практику катехизации через богослужение, следует сделать ряд выводов:

1. Современное положение, сложившееся с богослужением в Русской Православной Церкви, основано на церковнославянско-русской т.н. языковой диглоссии, что делает его не всегда доступным для первичного понимания невоцерковленных христиан и неофитов. Для раскрытия глубины духовного содержания православных богослужений необходимо создание посредничающих, буферных форм подхода людей к участию в богослужении, таких, например, как миссионерская Литургия. Эта мера способна помочь углублению понимания смысла Евхаристии и богослужения в целом. Автор разделяет мнение протодиакона Андрея Кураева о необходимости создания специальных миссионерских храмов в местах компактного расположения нескольких приходов, где богослужение могло бы проходить на русском языке с различными элементами обучения прихожан основам богослужебного устава и литургического богословия. «Такой миссионерский храм тогда стал бы шлюзом. Люди в него входили бы и вскоре выходили: получив навык молитвы и понимания богослужения, они затем уже шли бы в обычные приходские храмы».

Еще одним вариантом хотя бы частичного решения проблемы понимания может быть языковое «запараллеливание» тех частей богослужения, которые изначально призваны выполнять учительную роль. Так, в кафедральном соборе и в некоторых храмах Ташкентской и Узбекистанской епархии после чтения Апостола и Евангелия эти же выдержки сразу дублируются на русском языке, после чего комментируются на проповеди.

Катехизаторской составляющей существующей и предполагаемой подобной практики является возможность ненавязчивого обучения основам православного вероучения и привитие «вкуса» к богослужебной жизни в Церкви.

2. В решении проблемы понимания богослужения необходимо задействовать силы всей Церкви. «…Принципиально важной здесь(в освоении богослужения – прот. С. Ст.) становится проблема доступного и глубоко истолкования богослужебных текстов и символов, создания в храмах определенной среды, способствующей уяснению идейно-богословского содержания богослужения».

Мобилизация сил должна проходить на всех уровнях, начиная от использования возможностей синодальных и епархиальных отделов, православных издательств и заканчивая приходским уровнем, где необходимо проводить литургическое обучение, которое во всем разнообразии его форм может стать площадкой для освоения христианских вероучительных истин. В Духовных академиях и семинариях решению этой проблемы должно способствовать углубленное преподавание литургики, чтобы полученные знания будущий священнослужитель мог передавать пастве.

3. С катехизацией через богослужение неразрывно связан общинный образ жизни Церкви. За исключением чинопоследований некоторых Таинств и обрядов («треб»), практически все православное богослужение направлено на сплоченные коллективы людей, молящихся «одним сердцем и одними устами». И в принципе даже малейшее уклонение в сторону индивидуализма способно просто разрушить существующий богослужебный строй Церкви. При надлежащей организации богослужебной жизни, на приходе гораздо легче создавать общину, где наилучшим образом актуализируется необходимость жизни во Христе. «Индивидуализм выхолащивает межчеловеческие отношения; богослужение способно наполнить эти отношения глубоким содержанием христианского братства».

4. «Мы, христиане, веруем в незыблемость обетования Господа и Спасителя: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их” (Мф. 18, 20). Реальное присутствие Божие среди молящихся, боговдохновенность церковной богослужебной традиции, построенной на правой вере и живой связи с Господом Иисусом, – вот тот краеугольный камень, на котором только и может строиться подлинное духовное просвещение. И если основание народной христианской школы будет положено на этом камне – возводимое нами здание вовек не сокрушится».

(Протоиерей Сергий Стаценко)

История, теория катехизации

01. Пути возрождения своотеч. системы оглашения Павел Гаврилюк, диак.

02. Подготовка ко Крещению в древности и сегодня Павел Гаврилюк, диак.

03. Катехизация на современном этапе. Ю. Белановский и др.

04. Размышления о воцерковлении и катехизации. Петр (Мещеринов), игум.

05. Практика оглашения в масштабах благочиния. Георгий Казанцев, св.

06. Об опыте приходской катехизации. А. Бобенчук

07. Концепция подготовки ко крещению. Александр Усатов, св.

08. От миссии к катехизации. Н. Пономарева

09. Миссия, воцерковление, служение. В. Стрелов

10. Евангельские чтения как форма работы со студенческой молодежью. В. Стрелов

11. Осознанное христианство – точка входа. Ю. Белановский

12. Ошибки катехизаторов

Книги

Александр Шмеман. Водою и Духом. О Таинстве Крещения

Митрополит Иларион Алфеев. Вы- свет мира 

Александр Шмеман. За жизнь мира


Георгий Чистяков. Над строками Нового Завета

Александр Борисов. Начало пути христианина

Основы социальной концепции РПЦ

Патриарх и молодежь – разговор без дипломатии

Официальные документы

О религиозно-образовательном и катехизическом служении

Опыт внедрения и проблемы обязательной катехизации на приходах. Лонгин, еп. Саратовский и Вольский

Особенности современной катехизации. Меркурий, еп. Зарайский, председатель ОРОиК

Буклеты в помощь начинающим

1. О Рождестве Христовом
2. О Пасхе
3. О Символе веры
4. О молитве «Отче наш»
5. О Воздвижении Креста Господня
6. О Богоявлении (Крещении Господнем)
7. О Сретении
8. О Входе Господнем в Иерусалим (Вербном Воскресении)
9. О Преображении Господнем
10.О Вознесении Господнем
11.О Празднике Святой Троицы (Пятидесятнице, Сошествии Святого Духа)
12.О Рождестве Пресвятой Богородицы
13.О Благовещении Пресвятой Богородицы
14.О Введении во Храм Пресвятой Богородицы
15.Об Успении Пресвятой Богородицы

Святоотеческие тексты

Филарет

Филарет Московский, свт. Пространный христианский катехизис

cv-Kirill-arxiepickop-Ierycalimcrui-270x270

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные

AgiosHippolytus01-270x393

Ипполит Римский, свт. Апостольское предание

0_72715_bde5ec80_XL-270x331

Дидахе. Учение Господа, переданное народам через 12 апостолов

Августин-114x150

Блаженный Августин. Об обучении оглашаемых