Об истории русского Православия в Британии

бр

С древних времен Британию называли «землей святых». По преданию, начало проповеди Евангелия на Британских островах положил апостол Аристовул. За тысячу лет до раскола 1054 года в Британии просияли тысячи мучеников, святителей, преподобных, благоверных королей и страстотерпцев. На территории нынешних Англии, Ирландии, Шотландии, Уэльса и на прилегающих к ним многочисленных островках почти каждый населенный пункт в древности имел своего небесного покровителя.

Со времени завоевания Англии норманнами в 1066 году местные церковные обычаи стали заменяться франко-римскими, а почитание многих местных святых было запрещено. Через сто лет начались гонения на женатых священников, в XVI веке все монастыри упразднили, а мощи святых уничтожили, в XVII веке в стране истребили церковное искусство.

Первая после раскола 1054 года православная церковь в Лондоне была построена в 1680 году греческим архиепископом, но была вскоре закрыта по приказу англиканского епископа Лондона.

Открытие православного прихода при российском посольстве

В начале XVIII века в Англию стали прибывать русские люди. Петр I, проживший в Лондоне инкогнито несколько месяцев в начале 1698 года и закончивший здесь свое обучение корабельному делу, стал посылать в Англию молодых дворян и простолюдинов для обучения морскому делу. К середине 1710-х годов десятки русских морских офицеров и матросов жили и учились в Англии.

В октябре 1716 года секретарь русского посольства Яков Синявич предложил устроить посольскую церковь. Он нанял дом в переулке Эксчейндж-корт близ Стрэнда, в большой гостиной которого была и устроена церковь, освященная в честь Успения Божией Матери.

Хотя в конце 1720 года дипломатические отношения между Россией и Англией прервались и почти все русские вернулись на родину, службы в Успенской церкви не прекращались. Большинство прихожан были греки — купцы, моряки, было и несколько русских. Стали понемногу принимать православие англичане — чаще всего невесты и жены православных. Когда в 1724 году крестили англичанку Элизабет Бартон, православный катехизис перевели на английский язык. На Рождество 1731 года приняла православие первая английская семья.

Успенский приход до крушения Российской империи

В 1756 году церковь переместилась на Берлингтон-гарденс близ Пикадилли, поближе к посольству. Как и прежде, церковь была устроена из большой гостиной.

В 1776 году настоятелем был назначен приехавший из Харькова Яков Смирнов, прослуживший в Лондоне дольше всех — 65 лет, из них почти 60 — настоятелем. Он знал много языков, был консультантом бывшего настоятеля англиканской церкви в Санкт-Петербурге Уильяма Тука в работе над «Историей России в царствование Екатерины II», помогал многолетнему послу России в Лондоне, выдающемуся дипломату графу Семену Воронцову.

В 1791 году, во время одного из кризисов отношений между Россией и Англией, в течение нескольких месяцев работал над организацией кампании в прессе против войны с Россией, которую намеревалось начать английское правительство и которую удалось предотвратить.

Девять лет спустя, во время нового обострения англо-российских отношений, когда все сотрудники посольства вынуждены были покинуть Англию, священник Яков Смирнов рескриптом Павла I был назначен и.о. российского посланника (единственный в истории Русской церкви случай). Также и в 1807 году, когда Англия и Россия находились в состоянии войны, отец Яков в одиночку выполнял обязанности дипломата, составляя подробные доклады о политическом и экономическом положении Англии.

В 1813 году приход арендовал дом на Уэльбек-стрит, 32 на долговременной основе. Отец Яков снес конюшни на участке и построил часовню.

После его кончины в 1840 году в Лондон из Копенгагена был переведен священник Евгений Попов. В годы Крымской войны (1854-55 гг.) он каждую неделю ездил в один из трех портовых городов, где находились сотни русских военнопленных, — Плимут (более 350 км от Лондона), Льюис и Ширнесс (оба в 90 км от Лондона). Он не только заботился о духовных нуждах пленных, но и много хлопотал о них перед местными властями. В Плимуте устроил походную часовню, где за богослужением пели два хора из пленных россиян.

Отец Евгений имел обширные связи в английском обществе, в особенности среди ученых англикан, был одним из главных консультантов англиканского священника Джона Мэйзона Нила, который много лет трудился над многотомной «Историей Православной Восточной церкви».

В середине 1860-х годов принялся за ремонт обветшавшего церковного здания на Уэльбек-стрит. Обнаружив, что часовня построена без фундамента, решил на том же месте построить новую. Часовню увенчали куполом и расписали. Большую помощь в устроении нового храма оказала императрица Мария Александровна, супруга Александра II.

Русская часовня на Уэльбек-стрит сохранилась до наших дней. Ныне это памятник архитектуры, охраняемый законом, но не используемый по назначению. Многие годы в доме располагался Институт рентгенологии, затем — школа гомеопатии, а сейчас — офис частной компании медицинских услуг.

Лондонский приход до учреждения Сурожской епархии

С концом Российской империи начинается новый этап в жизни Русской церкви в Лондоне. Количество русских православных людей там выросло в несколько раз (многие из них прибыли из Архангельска с возвращающимся в Англию британским экспедиционным корпусом), и на праздники часовня на Уэльбек-стрит не могла вместить всех молящихся.

Настоятель англиканской церкви Сент-Мэри-ле-Боу в лондонском Сити предложил русскому приходу пользоваться его храмом для праздничных и воскресных богослужений, и с мая 1920 года большая часть служб совершалась там. Летом 1921 года англикане предложили передать приходу церковь Апостола Филиппа — большой храм недалеко от вокзала Виктория. Предложение было принято. В иконостас поместили иконы и царские врата из часовни.

В 1926 году разгорелся спор между митрополитом Евлогием (Георгиевским), которого патриарх Тихон поставил управлять приходами Российской церкви в Западной Европе, и Зарубежным Синодом, находившимся в югославском городе Сремски Карловцы. В Лондоне часть клириков и мирян поддержала митрополита Евлогия, а другая часть (в их числе архиепископ Серафим, викарный епископ митрополита Евлогия) — Синод в Карловцах. Сам же приход, будучи в Западной Европе, находился в ведении митрополита Евлогия.

В 1927 году сторонники митрополита Евлогия заявили о создании отдельного, подчинявшегося ему русского прихода (известного как патриарший или евлогианский). Богослужения совершались попеременно: одну субботу и воскресенье в церкви Апостола Филиппа служил евлогианский приход, в следующие — синодальный. Церковные праздники делили поровну. Хор был один и пел на всех службах.

В 1930-х годах митрополит Евлогий с западноевропейской епархией, насчитывавшей около ста приходов, был принят в общение Константинопольским патриархом Фотием на правах главы Русского экзархата.

В 1945 году в ответ на соответствующую просьбу патриарх Московский и всея Руси Алексий I принял управляемый митрополитом Евлогием под свой омофор.

И патриарший, и зарубежный лондонские Успенские приходы существуют поныне, оба — наследники русской посольской церкви.

Митрополит Антоний и основание Сурожской епархии

В начале 1949 года в Лондон из Парижа приехал иеромонах Антоний (Блум), который стал настоятелем евлогианского прихода. Он восстановил приходскую школу для детей, существовавшую до войны. Благодаря ему в церковь потянулась молодежь — второе поколение эмигрантов. После большого перерыва в храм стали приходить англичане, изъявлявшие желание принять православие. Для них отец Антоний стал совершать ежемесячные всенощную и литургию по-английски.

В 1962 году решением Священного Синода на территории Великобритании была образована Сурожская епархия. Епископ Антоний стал архиепископом (с 1965 года — митрополитом) Сурожским. Епархия была небольшая, но она постоянно пополнялась новыми прихожанами, по большей части англоязычными.

В 1955 году власти Лондона решили на месте, где стояла церковь Апостола Филиппа, построить новый автовокзал. После переговоров в распоряжение патриаршего прихода было предоставлено пустующее здание англиканской церкви во имя Всех Святых на улице Эннисмор Гарденс в районе Найтсбридж. Образцом для церкви, построенной в 1849 году в ломбардо-романском стиле, послужила базилика в Вероне (Италия) во имя святителя Зинона. Позднее ее украсили настенными изображениями, выполненными в старинной технике сграффито.

В 1956 году престол храма был освящен во имя Успения Божией Матери. Митрополит Антоний благословил оставить в имени собора и прежнее посвящение — Всем Святым.

В 1964 году службу в честь праздника Воздвижения Креста Господня возглавил находившийся в Англии с визитом патриарх Алексий I.

В 1979 году усилиями прихожан здание церкви было приобретено в собственность прихода. Значительную часть собранных средств составили пожертвования англикан, ценивших труды митрополита Антония на ниве евангельской проповеди (с начала 1960-х годов он регулярно проповедовал на местном радио и телевидении).

В 1965 году митрополит Антоний был назначен патриаршим экзархом в Западной Европе и исполнял свои обязанности, связанные с частыми поездками на континент, до 1974 года.

В 1959 году в Англию прибыл архимандрит Софроний (Сахаров) с шестью монашествующими разных национальностей и основал в глухом месте графства Эссекс обитель во имя Иоанна Предтечи в юрисдикции Русской церкви. В 1964 году отец Софроний получил от Алексия I отпускную грамоту на переход с монастырем под омофор патриарха Константинопольского.

В начале 1990-х в собор стали приходить сотни православных, недавно прибывших из России и стран бывшего СССР.

Источник: interfax-religion.ru

Читайте также

Зачем читать придуманные молитвы?
Протоиерей Алексий Уминский: "Интимные отношения в браке - это отношения, созидающие любовь"

Вся лента