В недавно открывшейся после реставрации церкви Спаса Нерукотворного Образа в Эрмитаже 25 декабря была отслужена первая за 96 лет Божественная литургия.
Перед началом службы настоятель протоиерей Владимир Сорокин освятил храм иерейским чином. За богослужением молились сотрудники Эрмитажа.
«Последняя Литургия здесь была совершена в 1918 году, в апреле месяце, — сказал отец Владимир в слове после окончания богослужения. — И храм, и Эрмитаж с тех пор немало пережили. Слава Богу, что сегодня благодаря администрации Эрмитажа мы совершили здесь Божественную литургию. Мы помянули святых царственных страстотерпцев и надеемся, что по их молитвам наша страна, все мы будем идти по пути добра, правды, любви к Богу и к людям».
Отличительная особенность богослужений, которые будут совершаться в эрмитажном храме, — каждый раз будут поминать всех, чьи имена записаны в эрмитажном синодике, в разделах «о здравии» и «о упокоении». Есть в списках и пострадавшие в годы безбожной власти: из числа служивших в храме Зимнего дворца в 1918 году был расстрелян духовник царской семьи протоиерей Александр Васильев, в 1937-м — протоиерей Димитрий Поликарпов и протодиакон Иоанн Гонестов. Есть репрессированные и среди директоров Эрмитажа: Сергей Тройницкий, Владимир Забрежнев, Герман Лазарис.
В синодик включены имена сотрудников Эрмитажа, как живущих (2439 имен), так и почивших (475 имен). Кроме того, здесь упоминаются все правители России, предстоятели Русской Церкви, начиная со святителя Михаила, первого митрополита Московского, видные государственные деятели: премьер-министры, канцлеры, председатели Государственного Совета, Камер-коллегии, Юстиц-коллегии и других учреждений Российской империи. «Это принципиально важно для самого существования нашей страны — здесь же центр был, отсюда страной управляли, — отметил отец Владимир. — Мы в синодике провели историческую линию преемства наших правителей от Рюрика». В синодике также содержатся имена 332 человек, чьи портреты помещены в галерею 1812 года.
Храм принадлежит Эрмитажу, он не может быть приходским и никогда таковым не был — всегда был храмом придворным. На вопрос, есть ли какие-то чисто музейные ограничения, отец Владимир ответил: «По правилам пожарной безопасности открытый огонь запрещен, поэтому свечей в храме нет. Ну и что — без свечей, зато с огнем в сердце».
В этот же день в Георгиевском зале состоялась торжественная церемония, посвященная годовщине изгнания неприятеля из пределов России в 1812 году.
В зал были внесены знамена и штандарты полков — участников Отечественной войны 1812 года, затем перед собравшимися выступил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Михаил Борисович напомнил о смысле события: «Это — завершение нашей самой «чистой» войны. В этот день наполеоновская армия была изгнана из пределов России, дальше был заграничный поход, но это уже другая история».
Директор Эрмитажа отметил, что освящение храма и первая служба в нем прошли именно 25 декабря не случайно: «В этот день в Зимнем дворце всегда совершался молебен и был дворцовый парад. Большая церковь Зимнего дворца станет мемориалом семьи Романовых, там и сейчас находятся некоторые личные вещи. Это самое главное место, где можно будет со светлым ощущением в душе вспомнить этих людей, их победы, радости и трагедии. Там находятся и вещи, связанные с трагическими событиями: зубовская табакерка (по легенде, та самая табакерка, которой был нанесен смертельный удар императору Павлу I. — Прим. «Воды живой»), будет там и мундир Александра II, и рубашка Николая II».
Михаил Борисович отметил, что Эрмитаж — единственное место, где есть подлинные знамена времен Отечественной войны 1812 года. Рассказал он и о подарках, недавно полученных от музея Лейб-гвардии Казачьего полка, который находится в Париже, — штандартах 7-го драгунского Кинбурнского полка и 7-го гусарского Белорусского полка. В свое время они были переданы в музей последними офицерами этих полков. «Штандарты пока находятся здесь, в Георгиевском зале. Они переданы для нашего музея гвардии; мы когда-нибудь создадим экспозицию в штаб-квартире Гвардейского корпуса. Одна из особенностей возвращения реликвий Эрмитажу — они сразу же попадают в экспозицию, это гарантия того, что не просто возвращаются вещи — возвращается память, которая нам сейчас не просто дорога, а необходима, чтобы наша страна сохраняла главное конкурентное преимущество — свою культуру».
Михаил Борисович напомнил, что накануне, 24 декабря, президент России Владимир Путин подписал указ об основах государственной политики в области культуры. «Это очень хороший документ и, как любой хороший документ, он имеет много смыслов. Хотелось бы, чтобы смыслы, которые мы извлечем из этого документа, действительно служили делу культуры и национальной памяти, от чего зависят судьбы нашей страны и нашего народа».
Директор музея еще раз поздравил всех со знаменательной датой и заверил, что день 25 декабря навсегда стал праздником Эрмитажа, и отныне каждый год в эрмитажном храме будет проходить молебен: «Тем самым духовная, имперская, историческая и просто культурная составляющие в этот день будут вместе в самых главных залах страны — что бы ни случалось, они всегда оставались таковыми».
Затем отец Владимир отслужил благодарственный молебен.
По окончании молебна член правления Английского клуба Сергей Гирдин вручил в дар Эрмитажу картину русского художника Адольфа Шарлеманя «Наполеон на поле битвы при Аустерлице». Михаил Борисович порадовался уместности подарка и выразил надежду, что каждый год в этот день музей будет пополняться предметами, имеющими отношение к славной странице нашей истории — Отечественной войне 1812 года.
В завершение церемонии Адмиралтейский оркестр под управлением капитана III ранга Валентина Лященко исполнил военные марши времен войны 1812 года.
Источник: mitropolia.spb.ru