20 октября в актовом зале Санкт-Петербургской Духовной академии состоялась встреча с протоиереем Алексием Уминским – известным московским проповедником и телеведущим, автором множества книг и публикаций и Владимиром Лучаниновым – главным редактором издательства «Никея». Встреча прошла по благословению архиепископа Петергофского Амвросия, благодаря издательству Никея и Отделу религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии. В зале присутствовали студенты Духовной академии, слушатели епархиальных курсов, а также православные петербуржцы.
Темой открытой лекции был обозначен вопрос «Как не навредить детской вере?», однако дискуссия не ограничилась одним лишь вопросом, а переросла в интересное обсуждение всех ступеней человеческой жизни — начиная от раннего детства, когда человек только начинает познавать Бога; переходя к юношеству, когда появляются проблемы переходного возраста; затем к взрослению, когда зарождаются отношения между полами и, наконец, достигая вершины этого пути — вступления в брак и создания семьи.
Модератором встречи стал заместитель председателя Отдела религиозного образования и катехизации иерей Илия Макаров, который представил гостей и отметил, что встреча с протоиереем Алексием Уминским является очень долгожданной для всех собравшихся.
Ведущей вечера выступила представитель издательства «Никея» в Санкт-Петербурге Анна Ершова, которая открыла встречу, озвучив первый вопрос для гостей:
«Сегодня будут обсуждаться многоплановые вопросы, но они все связаны между собой. Как издательство, мы хотим рассказать о трех наших книгах, а также затронуть темы, которые они освещают. Первая книга — «Красота и уродство» митрополита Антония Сурожского. Тема красоты важна для всех нас — какими бы мы не были духовными, мы все равно об этом думаем, особенно молодежь. Кому-то с рождения дан такой бонус от Бога — быть симпатичным, всем нравиться. А кому-то -нет. Почему такая несправедливость? В этом есть глубинные смыслы, над которыми нужно поразмышлять. Что такое красота в человеческом смысле?»
Начиная выступление, протоиерей Алексий Уминский раскрыл смысл понятия красоты в книге митрополита Антония Сурожского:
«Книга митрополита Антония рассказывает о том, какими глубокими категориями обладает красота. Он рассматривает тему красоты с разных сторон и описывает красоту как смысл. Он говорит об истинной красоте, о красоте реальности и об уродстве. Само по себе уродство не является таким страшным отторжением и знаком инфернальным, потому что и само уродство может служить во славу Божию — говорит владыка Антоний в этой книге. Что, по-моему мнению, является важным для всех нас: понимание красоты есть вопрос аскезы, вопрос глубокой внутренней жизни, внутренний серьезный труд. Красота не дается человеку легко, она требует от человека очень серьезной внутренней работы. Владыка Антоний говорит о том, что красота — это одно из имён Божьих. Господь есть красота, мы так называем Его в наших молитвах, говоря «Ты, Господи, красота неизреченная». Встреча с красотой — это всегда внутреннее делание человека, и если у человека нет внутреннего содержания, он может не встретиться с красотой — он может встретиться с подменой красоты. Человек, который научен аскетической жизни, способен увидеть красоту в некрасивом, в тех формах, которые лишены обычной античной красоты».
Владимир Лучанинов добавил к словам отца Алексия:
«В этой книге владыка Антоний рассуждает на самые глубокие темы, связанные с культурой, философией, психологией и при этом, что особенно подчеркивает интеллигентность митрополита Антония — если он не знает ответа на вопрос, он спокойно говорит «Я не знаю, о ком вы говорите.» Мне кажется, это знак подлинной интеллигентности. Ведь зачастую перед нашей референтной группой, перед кругом, с которым мы общаемся, нам неловко бывает признаться, что мы в чем-то не сведущи, не имеем знаний, которые есть у окружающих. А владыка этого не боялся».
Отвечая на вопрос о границах красоты, Владимир Лучанинов отметил:
«Для меня красота есть там, где я могу не только ее воспринять, но и что-то отдать от самого себя. То есть это соучастие, это то, что меня преображает и в себе отражает частицу меня».
Иерей Илия Макаров предложил для обсуждения некоторые вопросы, заданные интересующимися слушателями:
- Как преодолеть комплекс неполноценности, болезненную обращенность на себя и постоянное сравнивание себя с другими?
- Призыв не бояться быть собой — есть ли в нем предпосылки к гордости?
- Известно выражение: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Как правильно себя возлюбить, чтобы это не было эгоизмом?
Отвечая на поставленные вопросы, отец Алексий отметил:
«Наверное, центральный вопрос — как быть самим собой и не впасть в гордыню. Мне кажется, что быть самим собой — это самый серьезный путь к смирению, а не к гордыни. У человека есть несколько реальных страхов в жизни: мы все боимся боли, болезней, смерти. Это вполне естественный страх. Есть еще социальный страх, который тоже присущ практически каждому из нас — боязнь быть самим собой, то есть страх чужого мнения, когда человек на людях из себя что-то изображает. И самое страшное для человека бывает — это обида. Страшно, когда человеку вдруг говорят о нем правду. Он воспринимает это как страшное оскорбление самого себя, и согласиться он с этим не может, потому что все время пытался выстраивать образ самого себя — и вдруг он рушится, и в него никто не верит. Это катастрофа для многих из нас. И это является одной из причин комплекса неполноценности — когда человек не дотягивает до своего искусственного образа, который он пытается создать для других.
Есть третий страх — когда мы боимся за других: за ближнего, за любимых людей, для которых мы готовы что-то сделать. Когда мы боимся за другого, мы в этот момент не думаем о себе. А человек, который пребывает в комплексе неполноценности, он все время думает о себе. Он ни на минуту о себе не забывает. Когда человек может от этого отойти — тогда он и начинает быть самим собой».
Следующим вопросом для обсуждения стала тема отношений, которую затронула ведущая встречи Анна Ершова:
«Всегда в отношениях двух людей присутствует какое-то сердечное движение, случается любовь, получается семья. Это всем знакомый путь. Но есть другой путь, тоже традиционный для нашей культуры: люди женятся по благословению родителей или священника. Как вы относитесь к тому, что союзы людей могут случаться не по сердечному движению, а по совету или благословению»?
Отец Алексий заметил: «Сейчас это большая редкость. Когда мы говорим о таких вещах — нужно понять некоторые нюансы, которые являются реальностью. Мы часто обращаемся к прошлому и говорим, как было хорошо. Но мир так поменялся, что так, как было в прошлом, уже не будет никогда. По одной простой причине: брак до середины XIX века был мощной общественной институцией, может даже в большей степени, чем отношения двух людей. Брак исторически заключался по социальным параметрам. Романтики и любви в браке мы не находим практически нигде. Житие Петра и Февронии — это единственная история, которая говорит о любви, о романтических отношениях мужа и жены. И только в XX веке браки стали совершаться по любви, и это великое достижение XX века.
Именно поэтому браки такие ненадежные сейчас — потому что вся законодательная структура, которая поддерживала брак, не работает. Личные отношения в браке встали на первое место, а социальные ушли. К сожалению, в Церкви до сих пор еще не родилось богословие семьи, поэтому, кроме романтической литературы никто не может объяснить человеку, как любить. А этим отношениям надо учить».
Развивая тему отношений и брака, Владимир Лучанинов ответил на вопрос: стоит ли искать свою половину или, как говорит Паисий Святогорец, надо выстраивать жизнь с тем, кто есть рядом?
«Я не представляю, как можно представить, что мне нужно жениться и я думаю, кого бы мне подобрать: вот подберу вот эту девушку, вроде подходит по всем параметрам и живет близко. Я бы, наверное, так не смог. Недаром самый близкий образ к Церкви — это образ брака. Любовь — это то, ради чего надо трудиться».
Одним из самых волнующих и обсуждаемых вопросов стал вопрос интимных отношений в семье и вне брака. Иерей Илия Макаров подчеркнул, что эта — одна из важнейших тем, на которую, почему-то стесняются говорить в церковной среде, хотя подобный вопрос волнует многих молодых и уже взрослых людей:
«Мы не можем с вами игнорировать сферу сексуальности человека. Как бы мы не прикрывали это красивыми словами, но это действительно есть — любовь между молодым человеком и девушкой начинается тогда, когда возникает возбуждение. Но здесь у нас сразу начинается табу и всегда в голове возникает диссонанс: Церковь много говорит о любви, но всячески избегает тему интимных отношений».
Отец Алексий согласился с вышесказанными словами:
«Конечно, созревание любви невозможно без физического созревания человека. Человек созревает сексуально, и тогда созревают и его возможности полноты любви , потому что любовь для человека не только эмоциональная, она подкреплена и телесностью. В этом смысле это явление нормальное и совершенно не постыдное.
Долгое время Церковь делала вид, что «в Советском Союзе секса нет». В Православной Церкви вроде тоже как секса нет. Но откуда тогда дети появляются на свет? И при этом мы за многодетность, но против секса. Церковь всегда настаивает на целомудренных отношениях и в браке, и до брака. Но целомудрие не понимается исключительно как строгая система воздержания. Целомудрие в браке — это не воздержание, это трепетное, бережное отношение к любимому. Это не грубость и не вожделение, не зверство и не скотство.
Только у животных соитие происходит исключительно для продолжения рода. Но у животных нет семьи и нет любви. Это не имеет отношения к человеку. Отношения человека наполнены любовью, а не биологией. Когда они наполнены биологией — это занижение того высокого посыла. к которому призван человек. Отношения соития мужчины и женщины в браке — это отношения высочайшего проявления нежности и любви. И если бы тело не было отражением образа Божиего в человеке, Христос бы не воплотился. Интимные отношения в браке — это отношения, созидающие любовь, они должны быть у супругов как можно ярче, естественнее, они должны делать друг друга настолько близкими, чтобы люди и дня друг без друга прожить не могли. Вот, о чем всё это».
Размышляя над вопросом, почему плотская любовь может быть только в браке, священник ответил: потому что любовь — она созидательна. Если мы говорим о любви — тогда мы говорим о браке. Если мы говорим о плотских отношениях — то это другие отношения, когда человек занижает отношения до уровня машины удовольствий, в конечном итоге человек становится машиной сексуального пожирания, и к любви это отношения не имеет».
Последним обсуждаемым вопросом вечера стал вопрос детской веры и необходимости ее воспитания. Протоиерей Алексий Уминский подчеркнул, что нужно реально воспринимать детскую веру — если ребенок крестится в храме и ставит свечи — это не значит, что он великий молитвенник. Это всего лишь значит, что он повторяет за родителями, чтобы понравиться им и получить похвалу:
«У детей, конечно, есть своя собственная вера и маленькая молитва, но она ровно такая, какая свойственна ребенку — маленькая, детская, интуитивная, неосмысленная. Надо отказаться от иллюзии, что у детей есть какая-то особенная духовная жизнь, не сопоставимая со взрослой глубокая и чистая вера».
По окончании встречи иерей Илия Макаров поблагодарил гостей за интересную беседу, «за свободу мысли, за оптимизм и позитив, за то новое, что Вы нам предлагаете созидать».
Все желающие могли приобрести книги издательства «Никея»: «Ребенок в семье и Церкви. Как не навредить детской вере» (протоиерей Алексий Уминский); «Душа вашего подростка. Гид-антистресс для родителей» (свящ. П.Коломенский, Валентина Казанская, Мария Слипка) и новую книгу бесед митрополита Антония Сурожского, не издававшихся ранее, — «Красота и уродство» и получить автограф автора протоиерея Алексия.