Во времена царской России к Великому посту относились очень серьёзно. Речь пойдет о москвичах, хотя подобные «правила» действовали и в других городах страны.
Строгие правила соблюдались безукоризненно, но это вовсе не означало, что люди должны были ходить всю Четыредесятницу с «постными лицами». Ведь множество забот доставляло им искреннюю радость. Что же важного делали москвичи в эти недели?
Покаяться перед близкими. В Прощёное воскресенье перед началом Великого поста в каждом московском доме царило столпотворение. Все работники, прислуга, дети (даже уже давно выросшие) кланялись в ноги хозяевам дома и просили прощения.
Обеспечить семью «правильными» продуктами. Для этого хозяйки отправлялись на всемосковский торг. Он работал по принципу современной ярмарки выходного дня — вся набережная между Устьинским и Москворецким мостами была заставлена санями, приехавшими из подмосковных сёл. Грибы, мёд, клюква, изюм, мочёные яблоки, квашеная капуста, баранки, пастила — это лишь сотая часть ассортимента.
Думать о боге. Как бы ни были москвичи заняты — работой или домашними хлопотами, — на церковные службы с чтением покаянных молитв все ходили исправно и с большой радостью. На долгие вечерни брали даже детей, начиная с 6-летнего возраста.
Найти дочерям женихов, а сыновьям — невест. Смотрины девушек из купеческого сословия проходили на Красной и Таганской площадях, а также на Тверской улице в Лазареву субботу. Там устраивали катания на лошадях. И в богато украшенных экипажах молодые люди высматривали суженых.
Вспомнить про братьев наших меньших. На Благовещение (в этом году 7 апреля) москвичи специально ездили на Трубную площадь на птичий рынок. Птах покупали и тут же выпускали на волю.
Не опорочить себя в глазах окружающих. О том, как берегли свою репутацию москвичи, свидетельствует случай, произошедший в конце ХIХ в. во время Страстной недели. Обанкротился хозяин публичного дома на Сретенке, и глава Московского биржевого комитета Николай Найдёнов назначил управляющего необычным имуществом должника. Но выбранный купец со слезами молил Найдёнова освободить его от этой обязанности. Москвич ссылался на то, что он человек семейный, говеет, и если знакомые увидят, как после церкви он ездит в публичный дом, он будет опозорен навсегда. Когда назначили другого купца, повторилась та же история.
Подготовиться к Пасхе. Хозяйки вместе со всеми домочадцами не только проводили генеральную уборку, но и заготавливали впрок все блюда для празднования Пасхи.
Источник: aif.ru