8 ноября в Мариинском театре прошла первая лекция «Таинственная музыка русских композиторов» из цикла «Сакральная музыка русской культуры». Автор и ведущий – председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров. Курс состоит из четырех лекций, каждая из которых посвящена отдельной теме.
Лекция о таинственной музыке русских композиторов рассказывала о значимых богослужебных песнопениях, написанных известными русскими светскими и церковными композиторами. В исполнении Женского хора Санкт-Петербургской митрополии под управлением дирижёра, заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Игоря Матюхова прозвучали произведения из Всенощного бдения и Литургии, которые по сей день исполняются в православных храмах.
Отец Илия рассказал про Александра Архангельского, благодаря которому стало возможным пение богослужебных песнопений женским коллективом, после чего хор исполнил его произведение «Благослови, душе моя, Господа». Также прозвучало песнопение «Господи, помилуй» Александра Третьякова – композитора XX века, который по профессии был врачом, однако воплотил еще и свой музыкальный талант. Ориентируясь на русские распевы, он передавал их слушателю современным языком.
Одним из выдающихся композиторов конца XIX – первой половины XX века был Павел Чесноков. Его Херувимская песнь настолько полюбилась русскому человеку, что его стали называть «композитором, музыку которого на небе исполняют ангелы». Для слушателей было исполнено песнопение «Милость мира», которое, как подчеркнул отец Илия, является ключевым в Божественной Литургии.
Популярным церковным композитором является Сергей Трубачев, в обработке которого прозвучало песнопение, обращенного к Деве Марии, «Ангел вопияше» греческого распева, после которого слушатели познакомились с произведением современного сербского композитора Миодрага Говердарицы «Тело Христово». Раньше это песнопение исполнялось во время причащения только в Пасхальный период, однако сегодня его можно услышать на каждой Литургии – так, по словам отца Илии, мы продлеваем пасхальную радость на целый год, до наступления следующей Пасхи.
В заключение музыкальной лекции Женский хор Санкт-Петербургской митрополии исполнил музыку Петра Чайковского – композитора, значение творчества которого в истории развития русской православной церковной музыки трудно переоценить. Он оказал влияние на процесс становления и расцвета «новой русской хоровой школы» — движения, поднявшего на небывалую высоту искусство сочинения и исполнения хоровых произведений в России конца XIX — начала XX столетия.
Следующая лекция иерея Илии Макарова будет посвящена духовному основанию вокального творчества. Она состоится 13 декабря, зрители услышат известные вокальные произведения из мирового музыкального наследия в исполнении хормейстера Академии молодых певцов Мариинского театра Павла Теплова (баритон) и Ольги Бобровской (меццо-сопрано).