25 января в Белом зале Храма Христа Спасителя прошел семинар «Приобщение к нравственным ценностям в культурном пространстве Санкт-Петербурга: из опыта взаимодействие светских и религиозных образовательных организаций».
В нем приняли участие заместители директоров по учебно-воспитательной работе, классные руководители, педагоги-организаторы светских образовательных организаций, директора и учителя центров духовно-нравственной культуры и образования и воскресных школ – всего более 200 человек их разных регионов России и ближнего зарубежья.
В качестве основных тем рассматривались:
1) тьюторство как педагогическая позиция в организации диалога светских и религиозных образовательных организаций;
2) инновационные педагогические технологии в приобщение к нравственным ценностям в культурном пространстве Санкт-Петербурга;
3) потенциал культурного наследия Санкт-Петербурга в духовно-нравственном становлении учащихся и воспитанников светских и религиозных образовательных организаций.
Семинар провела методист Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, кандидат искусствоведения Виктория Олеговна Гусакова, рассказавшая о программе организации досуга детей и молодежи «Христианская культура в пространстве Санкт-Петербурга» как примере сотрудничества Русской Православной Церкви и государства.
Указанная программа направлена на знакомство аудитории с христианскими ценностями и формирование на основе извлекаемых из них смыслов внутренней культуры.
Основная цель программы заключается в актуализации у детей и молодежи мотивации к узнаванию христианских ценностей в культуре и истории и принятию их как ориентиров в своем поведении и образе жизни.
Процесс реализации программы предусматривает духовно-нравственное и патриотическое воспитание как результат внутренней работы каждого ее участника через самостоятельное приобщение к культурным ценностям нашего города.
Реализация такой программы осуществляется через тьюторские школы в молодежных форматах (ток-шоу, форумах, круглых столах, квестах, мультимедийных, выставочных, творческих и исследовательских проектах, «open-air» и др.) и привычных внеурочных формах паломничества, викторины, экскурсии, миниконференции и т.д.
Программа имеет ряд особенностей.
Знакомство с христианскими ценностями происходит в культурном пространстве Санкт-Петербурга через приобщения детей и молодежи к миру христианской архитектуры, искусства и музыки. Эта особенность включает обязательное расширение образовательного пространства до масштабов мегаполиса и освоение его смысловых архитектурно-художественного, садово-паркового, музейного, храмового, театрального компонентов.
Программа составлена в соответствии с модульным форматом, который предусматривает вариативность в последовательности занятий и определении времени для раскрытия заявленных тем в зависимости от возраста, этнокультурных и психофизических особенностей аудитории. Все модули согласованы между собой в соответствии с обозначенными целью, задачами и ожидаемыми результатами. Каждый модуль представляет собой завершенный по содержанию блок, который имеет междисциплинарные связи с учебными предметами: историей, литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, окружающим миром, обществознанием и предметной областью – основы духовно-нравственной культуры народов России. Занятия проводятся магистрантами Санкт-Петербургской духовной академии в рамках педагогической практики под руководством опытного наставника – светского педагога.
Целевая аудитория включает дошкольников, школьников и студентов ВУЗов. Для укрепления семейных ценностей можно привлечь родителей, бабушек и дедушек, для которых предусматривается своя система занятий по обозначенным темам программы.
Логически обусловленная реализация программы позволяет решить следующие образовательные и воспитательные задачи: расширить, углубить, систематизировать уже имеющиеся у аудитории и предоставить новые знания о христианских ценностях, запечатленных в содержании произведений искусства; обучить распознавать символику христианского искусства и извлекать из нее жизненно важные смыслы; актуализировать у целевой аудитории эмоционально-ценностных переживаний от встречи с памятников культуры; стимулировать мотивации к нравственному поведению и последующему духовному и эстетическому саморазвитию; поощрять творческую инициативу к расширению содержательной части программы и передаче приобретенных знаний и раскрытых жизненно важных смыслов друзьям и близким.
В числе ключевых тем программы обозначим те, которые вызывают наибольший интерес: «Человек не знавший поражений» – о годах учения святого адмирала Федора Ушакова, «Дары различны» – о священномученике Серафиме Петроградском – (Чичагове), «Не хорошо человеку быть одному» (о семейных ценностях и известных семьях Санкт-Петербурга), «Поучение в примере. Христианские притчи» (с посещением Государственного Эрмитажа и знакомством с картинами, иллюстрирующими притчи), «Христос Рождается! Славите!», «Хвалите Господа с небес И славьте, человеки!» (о празднике Пасхи), «Небесные покровители града Петра» и др.
В качестве ожидаемых результатов выделяются: повышение интеллектуального и духовного уровня у целевой аудитории; расширение этического и эстетического кругозора; гармонизация внутреннего мира, развитие у молодежи и детей мотивации к просоциальной деятельности и реализации творческих замыслов; актуализация духовных потребностей.
В качестве результатов реализации программы «Христианская культура в пространстве Санкт-Петербурга» можно отметить: повышение интереса к программе; увеличение целевой аудитории школьников и включение в нее их родителей; расширение тематики занятий и круга посещаемых мест в Санкт-Петербурге; создание учебно-методического комплекса; расширение круга светских и религиозных образовательных организаций, стремящихся к плодотворному взаимодействию.
Сообщение В. О. Гусаковой сопровождалось презентацией (СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ).
По окончанию круглого стола многие педагоги выразили желание присоединиться к опыту Санкт-Петербургской епархии и в рамках межрегионального сотрудничества разработать аналогичные программы в своих регионах.