Иоанн Богослов, вместе со своим братом Иаковом Зеведеевым и апостолом Петром – один из трех ближайших учеников Господа Иисуса Христа. Он испытал то, что от прочих апостолов до времени было сокрыто. Иоанн был свидетелем Божественного достоинства и славы Спасителя, явленной в момент Его Преображения. Одновременно, Иоанн Богослов видел и человеческие переживания Христа, выразившиеся в гефсиманском молении, когда Его воля по человечеству открылась предельно отчетливо, однако вошла в согласие с волей по божеству, результатом чего стали вольные страдания ради нашего спасения.
Иоанн Богослов называется апостолом любви, ибо всю свою апостольскую миссию он посвятил раскрытию и объяснению этой великой добродетели. Данное наименование он получил также и потому, что проявил абсолютную любовь и преданность Господу. Когда в самую трудную минуту страданий Сына Божия все ученики в страхе разбежались и, по сути, предали Его, только юный Иоанн остался и не бросил своего Учителя. На Голгофе, через Иоанна Богослова Господь усыновляет род христианский Своей Пречистой Матери, Которая теперь становится нашей Ходатаицей и Заступницей.
Если в библеистике принято называть 13 главу Первого Послания апостола Павла к Коринфяном гимном любви, то убежден, что Первое и Второе Послания апостола Иоанна Богослова справедливо назвать формулой любви. Ведь именно здесь дается яркое определение любви, выразительно описывается ее действие и указывается, что только через нее познается Бог и происходит спасение человека: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).
Осознание непреходящего значения любви возлагает на всех христиан, в особенности же на нас – преподавателей и студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии, обязанность постоянно учиться любви у Спасителя и нашего покровителя апостола Иоанна Богослова и затем нести ее в мир.