Агиасма! Это звучное и таинственное слово вошло в славянский литургический язык из греческого. Здесь hagiasma (буквально «святыня») употребляется в широком значении; в церковнославянском языке агиасма (с ударением на третьем слоге) обозначает святую воду. «Агиасма еже есть освященая вода» (Дубенский сборник, XVI в.). Но что же такое «святая вода»?
Что такое «святая вода»?
Согласно христианскому вероучению – это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая особые освящающие («благодатные») и исцеляющие свойства после совершения над ней особого богослужебного действа, именуемого водоосвящением. Народ часто называет его «водосвятием»; в древнерусском языке встречается термин «водокрещение».
Известно, что почитание воды как одной из основных «творческих стихий» мироздания имеет общерелигиозный характер. У разных народов акцентируется при этом святость воды определенных источников и рек, зачастую обеспечивающих само существование народа на данной территории (Нил у древних египтян, Иордан у евреев, Ганг у индусов, Рейн у германцев, Дунай у славян). Являясь средством достижения внешней чистоты тела, в том числе и ритуальной, вода стала символом внутреннего очищения грешной души человека, поэтому обязательные священные омовения занимают важное место в религиозном законодательстве Моисея, Зороастра, Мухаммада; огромное значение придавали этому обряду древнехристианские «гностики». Интересно, что свою практику покаянного крещения (буквально «омовения») Иоанн Предтеча заимствовал, вероятно, у эсхатологически настроенных ессеев, в общине которых он мог воспитываться после смерти пожилых родителей.
Христианство удержало и дополнило эту символику очистительной воды, получившей особое значение в связи с установлением самим Иисусом Христом таинства крещения (Мф 28:19). У православных христиан особым почитанием пользуется т. н. «богоявленская», или – что то же самое – «крещенская» святая вода (эти определения – синонимы!). Именно эта вода и называется «агиасмой» или даже «великой агиасмой». В то же время встречается и выражение «малая агиасма». В чем же различие?
Водоосвящение «великое» и «малое»
Дело в том, что Православная Церковь различает два вида водоосвящения – «великое» и «малое». Великое водоосвящение непосредственно связано с праздником Богоявления (Крещения Господня), отсюда его другое название – «богоявленское», или «крещенское» водоосвящение. Этот обряд восходит, как предполагают ученые, еще к дохристианскому культу священных вод Нила (согласно древним источникам, 11 тиби, т. е. 6 января, египтяне приходили к этой реке, чтобы почерпнуть воды, которой они придавали освящающую силу).
В настоящее время освящение крещенской воды совершается дважды – накануне праздника Богоявления (в Крещенский сочельник) и в самый день праздника после Литургии. Первая традиция восходит, вероятно, к древнехристианской практике массового крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления, со временем превратившуюся в традицию воспоминания крещения Самого Иисуса Христа. Вторая традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя.
Освященная вода, остающаяся после таинства крещения («крестильная вода»), также именуется «великой агиасмой»; её, разумеется, не пьют, но с благоговением выливают в «место непопираемое», как предписывает «Номоканон» при Большом Требнике.
В XV–XVII вв. на Руси существовал особый чин Причащения богоявленской воды, «егда несть леть (не дозволено) причаститися животворящих Христовых Таин, Плоти и Крови», совершавшийся «по совету духовного настоятеля». Но и сейчас великая агиасма, одна из главных литургических святынь Православной Церкви, употребляется в случае канонических или иных препятствий к причащению Святых Тайн. В этом случае Требник предписывает вкушать агиасму натощак, вместе с антидором.
В то же время Церковный устав строго предупреждает тех, кто невольно приравнивает агиасму к Святым Тайнам, соблюдая перед её вкушением литургический пост и отказываясь пить святую воду в случае принятия пищи. «Известно же буди всем о святей воде. Яко неции суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради – не добре творят: ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже (для того) во всяких местах – и скаредных и всюду – кропится, яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не пити сея!? Но да увеси (познай), яко не вкушения ради ястия (не от принятия пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших [!!! – Ю. Р.]; очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду» (Типикон. СПб., 1992. Ч. 1. С. 391–392).
О чудесных свойствах богоявленской воды говорит святитель Иоанн Златоуст (†407): «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят весь год <…>. Cущество этой воды не портится от продолжительности времени, но <…> целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников» (О Крещении Христа).
Малое водоосвящение совершается 1/14 августа (в праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, когда, согласно преданию, началось в 988 году крещение Руси), в день Преполовения Пятидесятницы, в дни храмовых праздников, а также в другое время по желанию верующих или официальным поводам – в храмах, домах, на городских и сельских площадях, в полях. Ему обычно предшествует молебен. Символически это водоосвящение связано с иерусалимской купелью Бетзата («Дом милосердия») у Овчих ворот, в которой ангел «возмущал» воду, придавая ей тем самым исцеляющую силу (Иоанн 5:1–9), а также с чудом, совершённым Иисусом Христом у Силоамского источника (Иоанн 9:1–11). Малая агиасма также, разумеется, обладает благодатными свойствами и применяется в священных церемониях: при окроплении зданий, полей, стад скота и др. Эту воду верующие тоже пьют как в храме, так и дома (в этом случае обычно утром натощак, часто вместе с просфорой).
Определенной разновидностью агиасмы может считаться «родостома», «родостама», «родостамна» (греч. rodostagma – ‘розовая вода’) – вода с добавками ароматических веществ, употребляемая в смеси с красным вином при освящении антиминсов и престолов. Она символизирует благовонное миро, которым Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса Христа (Ин 12:3), а Его тайные ученики – всё тело Учителя при погребении (Ин 19:39–40).
Водоосвящение и купание
«Сегодня освящается естество вод», – поётся за службой водоосвящения. Естественно, христианину хочется не только вкусить агиасму, но всё тело освятить погружением в эту преображенную стихию. По древнерусским представлениям, такое купание было необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским ряженьем, – «чтобы смыть с себя скверну бесовских масок». А современные весельчаки, предававшиеся на святках хорошо известным «национальным излишествам», желают столь радикальным методом разом смыть с себя все грехи. Здесь мы уже выходим за рамки здравого смысла.
В авторитетном богослужебно-практическом руководстве (первое издание, 1892 г.), переизданном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, читаем: «В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках. <…> Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою – значит требовать2 от Бога чуда [!!! – Ю. Р.], или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. <…> Подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены»3.
Это здравое в богословском аспекте суждение обращено и к некоторым современным батюшкам-экстремалам, бездумно загоняющим простодушных людей в ледяную воду. Зимние утехи «моржей» не имеют к празднику Святого Богоявления никакого отношения.
Литература: Последование Великого освящения воды Святых Богоявлений // Требник. М., 1984. Ч. 3. С. 5–26; Последование малого освящения воды // Требник. М., 1991. Ч. 1. С. 225–251; Смирнов С. И. Водокрещи. Материалы для истории крещенских обрядов в Древней Руси. Серг. Посад, 1900; Дмитриевский А. А. Праздник Богоявления на реке Иордане и в св. граде Иерусалиме. 2-е изд. М., 1994; С. 829–834; Желтов М. С., Никифорова А. Ю. Агиасма // Православная энциклопедия. Том I. М., 2000. С. 250–251; Рубан Ю. Вода святая; Водоосвящение // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Т. I. М.;СПб., 2002. С. 360–361, 362.
Ю. Рубан