Крещение Руси как основа традиций духовно-нравственного воспитания в России

Презентация о Крещении Руси (смотреть)

Сегодня особенно важно говорить о Крещении Руси не только в перспективе развития государственных идей или определения культурного вектора, но и в свете духовно-нравственного воспитания личности и решения важной проблемы в этом процессе.

Речь идет об антропологическом кризисе в обществе и как следствии – экзистенциональных проблемах отдельно взятой личности.

Современный подросток или юноша испытывает затруднения, а иногда и вовсе не знает, где искать ответы на вопросы: кем быть и каким быть.

Вместо ответа на вопрос «кем ты хочешь стать» современный подростки или юноши зачастую рассказывают, как они хотят жить, а многие выпускники выбирают не профессию, а представляемое ими качество жизни.

Задуматься над тем, кто я» призывал известный хирург и педагог Н.И. Пирогов в своем педагогическом труде «Вопросы жизни», и приводил примеры кадета и гимназиста.

Современные кадеты, гимназисты, лицеисты и школьники объединяются понятием «обучаемые», то есть те, к кому применимы действия, характеризуемые В.И. Далем как: «наставлять, школить, муштровать». В.И. Даль приводит пример: «Обучают и медведя, а человека всему обучить можно» [Даль, с. 629.]. Но, к сожалению, в педагогическом сообществе все чаще можно услышать замечание, что современные обучаемые совсем необучаемые, что у них отсутствует мотивация к учению.

Да и хочет ли современный подросток быть обучаемым и зачем ему науки и искусства, если рядом с реальным миром есть виртуальный? В каком мире ему комфортнее проводить время, какой мир менее враждебен и более удобен?

Подводя промежуточный итог, отметим признаки антропологического кризиса:

  1. Проблема выбора идеала. Христианский идеал Богочеловека воспринимаемся недостижимым, а устремляться к нему не хватает силы воли; идеалы СССР не соответствуют вызовам времени; для новых идеалов современному поколению не хватает нравственно осмысленной основы.
  2. Невозможность выстроить жизненную перспектив как следствие неумения наследовать культуросообразный опыт.
  3. Рост материальных потребностей: сведение досуга к сфере потребления услуг и товаров, а культурного отдыха к развлечениям.
  4. Жизнеутверждающие ценности труд и многодетная семья признаются таковыми, но не присваиваются – не становятся личными ценностями каждого конкретного человека.
  5. В патриотических идеях нередко сокрыт ложный пафос. Призыв «Вперед Россия!» не влечет за собой мысль о том, кто будет в авангарде, кто готов «душу свою положить за друзей своих» (Ин. 15:13).
  6. Духовная разобщенность. Популярная тема классных часов в образовательных организациях «Мы все разные, но мы вместе» не дает конкретный ответ на вопросы: какие узы нас объединяют и насколько они прочны?

События Крещения Руси, описанные Нестором Летописцем, демонстрируют потомкам преодоление антропологического кризиса и сопутствующих ему проблем.

Важным концептом, вокруг которого целесообразно выстраивать разговор со школьниками, является действия самого святого князя Владимира.

Святой князь Владимир принимает Святое Крещение и через Крещение преображается. Он сам совершает духовное восхождение из тьмы язычества к свету христианства  и показывает пример своему народу.

В летописи Владимира называют «новым Константином», уподобляя русского князя византийскому святому императору Константину.

Но, несмотря на преемственность, у России всегда был свой путь, и Владимир, в отличие от Константина, принимает крещение не на смертном одре, а молодом возрасте.

Следуя за ним, народ принимает Крещение и тоже совершает свое восхождение к преображению и единению.

В отличии от своего великого предшественника, узаконившего Миланским эдиктом христианство как одну из религии в восточной части Рима, Владимир устанавливает православие единой верой для всех народов, находящихся в его власти.

Эти общности и различия особенно важно донести до современных школьников и потому программа по Основам духовно-нравственной культуре народов России, получившая рекомендации Комитета по образованию для внедрения в образовательные организации («03-21-3054/17-0-1 от 12.10.17), уже в 5 классе включает тему «Первые равноапостольные: мать и сын, бабушка и внук».

Событие Крещение Руси раскрывает смысл слов апостола Павла, «где нет ни Еллина, ни Иудея… но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).

Единение в Духе и Истине стало основой для сложения Отечества.

«Объединение всех живых существ в Боге» – идея преподобного Сергия Радонежского стала основой для сложения Отечества спустя столетия, когда после татаро-монгольского ига Россия возрождала культуру и государственность.

Следует отметить, что еще до Крещения Руси понятие Отечество было сакральным для славян. Не случайно, при выборе веры Владимир задает вопрос иудеям, где находится их родная земля, а, получив в ответ – везде – категорически отвергает их предложения.

Отечество земное начинает осмысляться как преддверие Отечества Небесного еще со времен святого князя Владимира. И поэтому для нас, потомков, важно помнить, о месте Крещения Руси – на Днепре, в Киеве, названном Нестором Летописцем «Матерью городов русских».

Помнят ли об этом современные учащиеся, для которых Киев уже не часть Отечества, а зарубежный город? Не утрачиваем ли мы духовное единство, обретенное народами при Крещении?

Вопрос остается открытым.

Подводя итог вышесказанному, отметим три концепта, указывающих необходимость подробного рассмотрения событий Крещения Руси с подрастающим поколением.

Во-первых, они нам дают пример преображения личности.

Во-вторых, указывают  образец единения народа в Духе и Истине.

В-третьих, раскрывают смысл идеи Отечества земного как преддверия Отечества Небесного.

Гусакова В.О., преподаватель Санкт-Петербургского суворовского военного училища, методист Отдела религиозного образования и катехизации, кандидат искусствоведения

 

 

Читайте также

Приветственное слово епископа Петергофского Серафима
Приглашаем на Епархиальные курсы!

Вся лента