20 и 21 января, в дни праздненства Крещения Господня, в БКЗ «Октябрьский» состоялись праздничные концерты «Крещенские вечера». В честь открытия праздненств гостей и организаторов приветствовал председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров:
«Праздник Крещения особенный еще и тем, что имеет в себе несколько смыслов. Для нас это — и день очищения, который озаряет всех Христовой благодатью; это также и день Богоявления — и Бог, действительно, является каждому человеку в его жизни в разных обстоятельствах — и верующему и неверующему», — отметил священник.
Также отец Илия поблагодарил директора Фонда поддержки русского искусства и православной культуры «Общество возрождения художественной Руси 1915» Наталью Ильиничну Орлову и всех участников праздничных просветительских концертов в Санкт-Петербурге «Крещенские вечера» за возможность создать празднование дня Крещения Господня не только в храмах на богослужениях, но даже в концертном зале.
Иерей Илия Макаров передал присутствующим поздравление с праздником Крещения Господня от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, а также зачитал приветствие ректора Санкт-Петербургской духовной академии архитепископа Петергофского Амвросия:
В этом году перед зрителями выступили три всемирно известных хора из Грузии, Сербии и Австрии. В их исполнении прозвучали песни солнечной Грузии, православной Сербии и старинные казачьи песни в исполнении самого известного в мире казачьего хора из Австрии. Украшением концертных программ стали великолепные художественные видеодекорации, которые создали незабываемую атмосферу присутствия в этих странах.
20 января на сцене концертного зала выступил самый известный в мире Большой хор донских казаков, наследник великого казачьего хора Сергея Жарова, собравший сегодня в своих рядах лучших певцов из России, Австрии, Германии, Чехии, Болгарии, Украины и Беларуси. Коллектив представил зрителям старинные казачьи распевы и песни царской армии.
Хор Сергея Жарова возник в тяжелейших условиях военного лагеря в Турции. За почти столетнюю историю своего существования хор объехал весь мир, выступал на знаменитых концертных площадках, пел перед королями, императорами и президентами, и неизменно пользовался заслуженным успехом. Значение коллектива для сохранения в мире русской культуры трудно переоценить: у хора Жарова сохранились «наследники» во многих странах мира и одним из них является Bolschoi Don Kosaken из Вены!
Обширный репертуар Bolschoi Don Kosaken включает русскую церковную музыку, белогвардейские песни и казачьи народные песни. Хор дает до 200 концертов в год – как в Европе, так и на других континентах.
Концертный вечер 21 января был посвящен уникальным певческим традициям Грузии и Сербии. В первом отделении состоялось выступление всемирно известной исполнительницы духовной музыки Дивны Любоевич и сербского хора «Мелоди». Дивна Любоевич заслужено снискала славу «звезды православной музыки ХХI века», ее талант отмечен многочисленными музыкальными наградами: «Золотой Орфей» (Франция), «Le Mond De la Musique» (Франция). Голос певицы прозвучал в кинофильме «Human» (2015), композиция «Иерусалим» покорила сердца миллионов слушателей.
Во втором отделении гости праздника услышали уже полюбившийся всем петербуржцам Государственный ансамбль грузинского фольклорного пения «Басиани» под управлением Георгия Донадзе. В программе прозвучали распевы и народные песни — самые известные и бережно хранимые в отдаленных уголках Грузии.
«Крещенские вечера» проводятся Фондом поддержки русского искусства и православной культуры «Общество возрождения художественной Руси 1915».
Фрагмент статьи о Крещенских вечерах
«Идея неразрывного соединения музыкального звучания и выразительного видеоряда продолжила жизнь в Праздничных просветительских Крещенских вечерах, которые с 2013 года проходят на сцене Большого концертного зала «Октябрьский». Концерты возрождают русскую историческую традицию – посвящать культурные события великим датам православного календаря, а тематика концертов раскрывается в одном из названий праздника — Праздник светов, «День светов» или Просвещение.
В разные годы концерты были посвящены православной певческой культуре России, Украины, Сербии и Грузии. Музыканты воспели великие исторические даты – начало Первой мировой войны, 1000-летие святого князя Владимира. Великолепные художественные видеодекорации, съемки для которых осуществлялись мастерской «Arssacra» в интерьерах древнейших монастырей и храмов России, Сербии, Греции Италии, и Грузии воспроизвели блеск и сияние старинных мозаик, Божественную красоту фресок и икон. Яркими, свежими по воплощению стали концерты «Душеполезные песни», соединившие старинные и современные русские духовные стихи, авторские песни эпохи пост-модерна и джазовые ритмы. С Россией обновленной, сияющей, счастливой, во всем богатстве народных мелодий, современных авторских песен и инструментальных пьес познакомили петербуржцев музыканты движения «Этносфера». Этот уникальный творческий арт-проект объединил виртуозов world-музыки в сюите «День светов», созданной специально к Празднику Крещения Господня».
События Крещения Господня
После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.
Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).
Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.
В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).
Молитвы Крещения Господня
Тропарь Крещения Господня
глас 1-й
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Перевод:
Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!
Кондак Крещения Господня
глас 4-й
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.
Перевод:
Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне
19 января 1973 г.
Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.
Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…
И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.
Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.
Крещение Господне , в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.
Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.
Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.
Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня , великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.