Интересные публикации:
Ваш ребенок идет в 4 класс в 2012 году?
Вопросы и ответы по введению курса ОРКСЭ!
Об особенностях проведения родительских собраний в рамках введения комплексного учебного курса ОРКСЭ
Доклад главы Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии епископа Гатчинского Амвросия на пленарном заседании VI Тихвинских межрегиональных Рождественских образовательных чтений
Подготовка педагогов к преподаванию основ православной культуры: отдельные проблемы и направления
Новый учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим. С одной стороны — он направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских и религиозных традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и осознание своей сопричастности к ним. С другой – представляет первый опыт приобщения учащихся к тем духовным традициям и нравственным основам культурного развития нашего Отечества, которые являли собой опору и силу, помогающие единению, сплочению народа в трагические исторические периоды и способствовали развитию особенной духовной красоты российского общества.
В эксперименте приняли участие 27 школ Ленинградской области, их руководители, 38 классов, 780 учащихся и их родители. В качестве объекта регионального эксперимента выступил учебный процесс в целом. В качестве предмета – формы его организации. Региональный эксперимент проводился с января по декабрь 2011 года в три этапа: I этап –– январь-март 2011г. – подготовительный; II этап – 4 четверть 2010/11 учебного года – 1 четверть 2011/12 учебного года ОУ – внедренческий; III этап – констатирующий. Обработка и интерпретация данных за январь – декабрь 2011 года.
Диагностические материалы эксперимента составили тестовые материалы, включающие анкеты: учителей-экспериментаторов, преподающих курс ОРКиСЭ; учеников, изучающих курс ОРКиСЭ; родителей учащихся; руководителей школ, участвующих в эксперименте.
После окончания эксперимента, в результате мониторинга были получены следующие материалы: проведена диагностика образовательного результата эксперимента; выявлены соотношения результатов реализации программы с поставленными целями и задачами; проведен анализ позитивных и негативных результатов в ходе эксперимента и по его итогам; определены перспективы и пути дальнейшего развития воспитательной системы духовно-нравственного становления школьника; подготовлены соответствующие рекомендации для последующей работы (курсовые мероприятия, методические мероприятия, CD и DVD – поддержка).
Изучение отношения участников процесса апробации комплексного учебного курса ОРКиСЭ к введению данного курса в образовательный процесс позволило сделать следующий вывод. На вопрос – было ли интересно на уроках курса ОРКиСЭ? Учащиеся ответили положительно – 71 %, не очень – 25%, не интересно – 4%. Учителя – положительно – 92,5%, отрицательно – 7,5%. Родители – положительно – 98%, отрицательно – 2%. Руководители школ – положительно – 88,9%, отрицательно – 11,1%. Следовательно, в целом курс вызвал положительный интерес к изучаемым темам.
Выявление положительных сторон курса в решении учебных и воспитательных задач изучалось в трех проекциях. На вопрос – расширяет ли данный курс кругозор учащихся? – положительно ответили 96,2% учителей, 93,2% родителей и 92,3% руководителей. На вопрос – способствует ли данный курс духовному и культурному развитию учащихся? – положительно ответили 100% учителей, 85,9% родителей и 97% руководителей школ. На вопрос – влияет ли данный курс на повышение нравственности учащихся? – положительно ответили 92,5% учителей, 56,1% родителей и 89,5% руководителей. Последняя позиция ярко демонстрирует разные ожидания участников эксперимента от нового курса. С одной стороны, мы можем с уверенностью утверждать, что родители не очень верят в то, что школа может решить проблему нравственного развития ребенка. С другой, – и это вселяет надежду, родители осознают всю ответственность в вопросах нравственного воспитания своего ребенка и считают это делом своей собственной семьи.
Выявление возможных проблем, возникающих в процессе организации обучения по данному курсу показало следующую картину. Введение данного курса как дополнительную нагрузку на школьников воспринимают 59,2% учителей, 60,3% родителей и 59,2% руководителей школ. Выражают недовольство по поводу принудительного навязывания одного из модулей курса ОРКиСЭ – 9,2% учителей, 22,3% родителей и 29,6% руководителей школ. Полученные данные не отражают действительную картину в школах Ленинградской области, т.к. право выбирать модуль, в первую очередь, было представлено родителям учащихся. На вопрос – способствует ли данный курс формированию формального отношения к религии, вере? – положительно ответили – 18,5% учителей, 6,3% родителей и 40,7% руководителей школ. На вопрос – представляет ли данный курс принудительное навязывание веры, религии? – положительно ответили 11,1% учителей, 7,7% родителей, 18,5% руководителей. Полученные данные красноречиво говорят о том, что настороженно к введению курса ОРКиСЭ в школы больше относятся руководители школ, чем родители учащихся.
Эмоциональное отношение и уровень интереса учащихся и их родителей к изучению комплексного учебного курса ОРКСЭ и впечатление учащихся от восприятия учебного материала было выявлено благодаря следующим вопросам.
Полученные данные выявляют некоторые проблемы в преподавании предмета ОРКиСЭ, что и понятно, в начальном этапе внедрения учитель сталкивается со многими трудностями, самая основная из которых – абсолютно новый материал преподавания и для самого учителя.
Осознание учащимися и учителями влияния изучаемого курса ОРКиСЭ на духовно-нравственное становление их личности проявилось при ответе на вопрос – носит ли воспитательный, нравственно-развивающий характер учебное пособие? – положительно ответили 90,5% учителей, 79% родителей и 100% руководителей школ. На вопрос, – в какой форме должен преподаваться учебный курс ОРКиСЭ? – как обязательный предмет выбрали – 48,4% учителей, 15,5% родителей и 40,7% руководителей школ. Как факультатив видят этот предмет 51,6% учителей, 81,9% родителей и 55,6% руководителей. Дана позиция исследования раскрывает недопонимание родителями важности и серьезности изучаемых тем, которые нельзя предложить учащемуся после уроков как дополнительный материал по выбору.
Выявление мотиваций школьников на продолжение изучения комплексного учебного курса ОРКиСЭ дают основания утверждать, что 70% учащихся готовы продолжать изучение данного курса, 85% учителей готовы его преподавать, 85% руководителей школ готовы вводить курс в школы, 61,1% родителей согласны на продолжение курса, а 38,9% – возражают.
Большой интерес вызвала оценка профессиональной компетентности учителей в преподавании комплексного учебного курса ОРКиСЭ на данном этапе. На уроках было скучно – ответили 7% учащихся, было не понятно, много незнакомых слов – отметили 36% учащихся, я многое уже знал – заявили 46%, выразили нежелание учиться по этому предмету – 11%. О необходимости дополнительной профессиональной подготовки высказали 90,5% учителей. Свою озабоченность по подбору педагогов руководители школ выразили следующим образом: есть проблемы по этому вопросу у 59,5% руководителей, нет – 40,8%.
Оценка учебно-методического комплекса по курсу ОРКиСЭ проявилась при ответах на вопросы – является ли изложенный материал в учебных пособиях трудным для восприятия учащимися 4-х и 5-х классов? – положительно ответили 66,6% учителей и 67,5% учащихся. На вопрос, – в какой степени «Книга для учителя» оказалась полезной? – положительно ответили 90,5% учителей.
Изучение результатов мониторинга выполнения программы регионального эксперимента на тему «Организация изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области» позволяет сделать следующие выводы.
За период апробации комплексного учебного курса ОРКиСЭ в общеобразовательных учреждениях области у большинства учащихся проявились положительное эмоциональное отношение и достаточно высокий интерес к данному курсу.
Ответы детей в целом свидетельствуют о психологически комфортной, активной и творческой атмосфере на уроках.
Можно с уверенностью заявить, что изучение курса ОРКиСЭ способствует осознанному восприятию учащимися основных нравственных норм и может стать основой для целенаправленного воспитания духовно-нравственных качеств личности школьников.
Не смотря на то, что на данном этапе эксперимента родители не в полной мере поняли концепцию, стратегические направления и цели курса ОРКиСЭ, у большинства респондентов введение курса в школу находит поддержку.
Необходимо отметить, что пока не все родители проявляют активность и заинтересованность во взаимодействии со школой в рамках изучения комплексного учебного курса ОРКиСЭ.
Среди учебных пособий по курсу ОРКиСЭ самую высокую оценку получило пособие «Основы православной культуры», основным преимуществом, которого является доступность изложения учебного материала и ориентированность на социокультурный опыт ребенка.
Учебное пособие «Основы светской этики» получило некоторое количество критических замечаний педагогов за перегруженность теоретическим материалом и труднодоступный для учащихся научный язык изложения. Не смотря на то, что педагогами были выделены интерактивная форма и информативность как главные достоинства мультимедийных пособий, они получили более низкую оценку. Серьезные критические замечания по качеству были высказаны относительно разделов «Тренажер» и «Контроль» за стереотипность заданий, наличие фактических ошибок и некорректность отдельных вопросов.
Книга для родителей по курсу ОРКиСЭ получила высокую оценку, как у родителей, так и у педагогов. Главным достоинством книги педагоги считают четкое разъяснение родителям целей курса и доступность изложения.
Большая часть учителей, преподающих курс ОРКиСЭ, высказали пожелания о продолжении повышения квалификации по новому курсу.
Изучение профессиональных запросов педагогов в этом направлении показывает необходимость проведения постоянно действующих обучающих и практических семинаров по курсу ОРКиСЭ, обобщение и представление лучшего опыта.
Руководители образовательных учреждений, поддержав эксперимент по введению курса ОРКСЭ в образовательные программы, ставят вопрос о продолжении изучения в школах тем духовно нравственного просвещения и воспитания в основной и полной средней школе.