Причастие — это завершение всех наших подвигов. Цель, к которой мы стремимся. Величайшая радость нашей жизни во Христе. Оно также необходимый источник и начало самого нашего духовного подвига, божественный дар, благодаря которому нам становится возможным знать, желать и стремиться к «совершенному причастию в невечернем дне» Царствия Божия.
Начало Литургии Преждеосвященных даров восходит к первым векам христианства. Это богослужение, которое совершается в дни особого воздержания и сугубого поста по средам и пятницам и в дни праздников в течении всех дней Святой Четыредесятницы. Поименного поминовения за живых и умерших на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает.
Древняя Церковь не знала другого повода для участия в Литургии, кроме как для причащения на ней Святых Даров. В Православии совершение Евхаристии всегда праздник и радость. Это прежде всего таинство явления Христа. Его присутствие среди Своих учеников и поэтому празднование, очень реальное, Его воскресения. И действительно, явление и присутствие Христа за Евхаристией — равнозначно для Церкви доказательству Его воскресения. Каждый раз, когда Церковь совершает Евхаристию, она восходит туда, куда Христос вознесся, дабы нам «есть и пить за трапезой Его в Его Царстве» и раскрывает нам наше Небесное отечество. Осознанное участие в богослужении устремлено к тому, чтобы причаститься Святых Христовых Таин.
Более или менее продолжительный «совершенный пост» (что значит совершенно ничего не вкушать, не есть и не пить), всегда предшествует Причастию. Пост — необходимое условие для приступающего ко Святому Причащению.
Когда мы постимся, мы уже странники, и уже на пути к Царствию Небесному. В особо строгий великопостный период Церковь соответственно отлагает в богослужениях всякую торжественность. И прежде всего, она не совершает самого торжественного христианского богослужения — полной Божественной литургии (за исключением суббот и воскресений, где пост непременно облегчается). Евхаристия, как торжество, несовместима с постом. Устав ясно гласит, что ни в коем случае не должно совершать Божественной литургии от понедельника до пятницы включительно, кроме как если случится в один из этих дней Благовещение.
Время Великого поста означает воздержание и усиление борьбы. Согласно церковному уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до самого захода солнца. Когда великопостные дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены чаянием причащения Тела и Крови Христовых, тогда само это ожидание поддерживает в подвиге, как духовном, так и физическом. Среде и пятнице Церковь сообщает такую сугубую перспективу: но при этом не совершается та Божественная литургия, на которой, приносимые хлеб и вино при призывании Святого Духа на них освящаются, а совершается литургия Преждеосвященных Даров — т.е. Даров, уже освященных на предшествующей воскресной Божественной литургии. Эти Дары хранятся в ковчеге на престоле, в алтаре.
Литургия Преждеосвященных Даров — это вечернее богослужение. Выражаясь точнее, — это Причащение после вечерни. Вечерня — богослужение тихое, скромное.
Евхаристия, в отличие от всех других богослужений, не имеет одного определенного часа. По замыслу, время ее совершения зависит от дня, в который она совершается. Так, по большим праздникам по Типикону полагается служить Литургию весьма рано. Тогда всенощное бдение (не двух- или трехчасовое, а соответствующее своему наименованию как в некоторых монастырях) заменяет пост для готовящихся к Причастию. Но когда праздник менее значителен и не бывает всенощной, Евхаристия совершается позднее, и в малые праздники на неделе заканчивалась бы в полдень. Наконец, в дни, когда положен строгий или совершенный пост, к Причастию подходят уже после полудня.
Великим Постом среда и пятница суть дни совершенного воздержания, поэтому причащение, как завершение поста, следует за вечерним богослужением. По той же логике, в Сочельники Рождества и Богоявления, два дня совершенного поста, Евхаристия совершается после вечерни. Однако, если канун этих праздников случается в субботу или воскресенье, т. е. в дни Евхаристические по православной традиции, совершенный пост переносится на пятницу. Другой пример: если Благовещение попадает на один из этих будних дней Великого Поста, Литургия совершается после вечерни. Эти правила могут казаться непонятными или устарелыми или просто второстепенными, но на самом деле они показывают основной принцип православной богослужебной духовности: Евхаристия всегда вершина приготовления и исполнение ожидания — встреча с Христом. В Церкви самое главное выражение приготовления – это пост. Совершенный пост венчается Причащением. На литургии Преждеосвященных Даров это происходит после вечерни.