Специализация «Семейная педагогика»
Для подготовки специалистов по работе с семьей на приходах Епархиальные курсы Святого праведного Иоанна Кронштадтского объявляют набор слушателей на специализацию «Семейная педагогика». Занятия проводятся за пожертвования по средам с 18.00, в Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии.
Те, кто не являются учащимися Курсов, при наличии официального направления настоятеля Прихода, также могут пройти обучение по данной программе и получить сертификат.
С 2012 г. в Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской Митрополии, создан специальный Сектор семейных образовательных программ, главной задачей которого является организация работы в Епархии по укреплению православной семьи и созданию условий повышения ее воспитательного потенциала. Программа «Основы педагогического сопровождения семьи при приходах/ благочиниях: технологии, , традиции и инициативы» осуществляется на епархиальных курсах религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадского, как наиболее распространенной форме образования мирян, желающих осуществлять духовно-просветительскую, координационную деятельность на приходах. Учащиеся курсов получают базовую богословскую, семейно-педагогическую, координационно-общественную подготовку. В современных условиях поддержка семьи и детства должна осуществляться на системной основе и быть обеспечена подготовленными к этой деятельности кадрами
Выпускники курсов призваны осуществлять служение в качестве координаторов семейных образовательных программ, педагогическо-координационную поддержку семьи, осуществлять духовно-просветительскую, досуговую деятельность и при приходах/благочиниях. Инициатива подготовки координаторов по данной образовательной программе будет способствовать укреплению института семьи и детства на основе христианских традиционных ценностей в современном обществе.
Новизна программы определяется тем, что она призвана объединить опыт социального и общественного служения, научного и культурного потенциала на основе отечественной духовной традиции — православия в деле укрепления института семьи и детства. Программа подготовки специалистов поддержки семьи, укрепления традиционных семейных ценностей в условиях православных приходов стартует впервые с октября 2012 г. Восстановление и развитие на современном этапе духовно-просветительской деятельности, социо-культурных связей семейно-родительского просвещения, духовно-нравственного семейного воспитания, педагогической и образовательной практики в стало важнейшей задачей современного общества, отраженной в современных документах международного сообщества, государства, РПЦ.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Выпускник с квалификацией координатор семейных образовательных программ должен обладать следующими компетенциями (К):
готовностью и способностью:
компетенции в области семейной политики РФ
- владение основами документов, концепции, организации, мероприятий, связанных с формированием семейной политики РФ (К-1);
- использовать про-семейную праздничную культуру современного годового календаря для плодотворной организации духовно-нравственного просвещения (К-2);
компетенции в области православного вероучения, православного семейного богословия
- использовать знаний о истории брака, ветхозаветном и христианском, о церковности брака и его условиях, основ православного семейного богословия в духовно-просветительской деятельности супругов, родителей (К-3);
- владение знаниями основных церковных таинств по отношению к семье на всех этапах ее развития (К-4);
компетенции в области духовно-нравственного семейного воспитания
- история семейно-родительской культуры и семейного воспитания (К-5);
- использовать святоотеческую традицию в вопросах воспитания подрастающего поколения (К-6);
компетенции в области социально-педагогической деятельности
- выявлять потребность молодежи, родителей, семей, детей в развитии и укреплении семейного образа жизни, семейного воспитания (К-7);
- организации благоприятных условия для развития православной семейной культуры и благоприятной среды развития детства и в соответствии с ней определять содержание, объем, методы, формы, сроки, работы (К-8);
- активно использовать знания в области православного семьеведения, андрагогического подхода, современных методов поддержки семьи и детства, обеспечить духовно-просветительские поддержку и сопровождение семейно-родительского сообщества на приходе и/или благочинии (К-9);
- компетентно и убедительно сообщать позицию РПЦ в области семьи и детства, (К-10);
компетенции в области педагогической деятельности
- применять традиции и методы православной педагогики и христианской антропологии в педагогической деятельности (К-11);
- уметь применить знания современных нормативных, правовых, общественных документов в области семейной политики РФ и РПЦ (К-12);
компетенции в области организаторской деятельности
- организовывать и планировать духовно-просветительскую деятельность на приходах и/или благочиниях (К-13);
- организовывать взаимодействие РПЦ, государства, общества, общественных объединений, бизнеса в вопросах поддержки института семьи и детства на приходе и/или благочинии организовывать мероприятия в области расширения семейно-родительской культуры, укреплять традиционные семейные ценности на приходе и/или благочинии; решать конкретные задачи помощи семье, в индивидуальной и коллективной деятельности (К-14).
Условия реализации основной образовательной программы:
I. Осуществление учебно-воспитательного процесса
1.1.Учебный процесс осуществляется на основе основной образовательной программы подготовки работников сферы религиозного образования и катехизации в соответствии с действующим церковным образовательным стандартом.
1.2.Курсовые работы являются одним из видов учебной работы по дисциплине, слушатели пишут курсовые работы в соответствии с учебным планом в течении года.
1.3.По всем дисциплинам, входящим в учебный план выставляется итоговая оценка – отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, по практике – зачтено, не зачтено.
II. Кадровое обеспечение учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки работников сферы религиозного образования и катехизации осуществляется педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
III. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
3.1.Учебный план, разработанный в соответствии с требованиями церковного образовательного стандарта.
3.2.Учебные планы на каждый год обучения.
3.3.Рабочие планы по специализации.
3.4.Рабочие учебные программы по обязательным и факультативным дисциплинам.
3.5.Положение о курсовой работе промежуточной и итоговой аттестации, выпускной квалификационной работе, перечень примерных тем курсовых и выпускных квалификационных работ.
3.6.Положение о практиках: катехизаторской, педагогической, организаторская.
IV. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
4.1.Учебный процесс обеспечен материально-технической базой и аудиторным фондам для проведения лекций, семинаров, всех видов практик предусмотренных учебным планом.
4.2.Материально-техническое обеспечение обеспечивается наличием в библиотеке учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы по всем дисциплинам церковно образовательного стандарта по подготовке работников сферы религиозного образования и катехизации.
V. Организация практики.
5.1.Педагогическая практика включает:
- посещение слушателей занятий проводимых руководителем педагогической практики;
- проведение под контролем руководителя педагогической практики не менее двух самостоятельных занятий;
5.2.Организаторская практика включает:
- участие в организации и проведении различных мероприятий в области семейно-родительского просвещения.
Требования к уровню подготовки работников сфере поддержки и укрепления семьи при приходах/ благочиниях:
I. Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
1.1.Выпускник должен обладать необходимой глубиной знаний в области православного вероучения и области знаний соответствующей специализации. Практическими знаниями и навыками, позволяющими ему заниматься координаторской деятельностью.
1.2.Выпускник в соответствии с его квалификацией для решения, стоящих перед ним задач должен знать:
- основы семейной политики РФ на современном этапе
- основы православного семейного богословия, традиционной семейной культуры
- церковные обряды для семьи и брака, на всех этапах развития
- история семейно-родительской культуры и семейного воспитания
- педагогические условия формы и методы организации благоприятных условия для развития православной семейной культуры и благоприятной среды развития детства
- позицию РПЦ в области семьи и детства (социальные, этические вопросы)
- основы координационной и духовно-просветительской поддержки и сопровождения семьи
1.3.Выпускник должен обладать знаниями, умениями и навыками в области катехизаторской и координаторской педагогической, организационной деятельности, соответствующей его специализации.
1.4.Выпускник должен обладать высокими духовно-нравственными качествами и быть по физическому и психическому состоянию способен к выполнению педагогической, катехизаторской, координаторской, организаторской деятельности в области поддержки и укрепления семьи и детства.
II.Требования к итоговой аттестации выпускника
2.1.Общие требования к итоговой аттестации:
Итоговая аттестация включает выпускной междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач установленных действующим церковным образовательным стандартом.
Аттестационные испытания должны полностью соответствовать основной образовательной программе, которую освоил выпускник за время обучения.
2.2.Требования к выпускной квалификационной работе выпускника.
Выпускная квалификационная работа представляет собой практическое исследование, отражающее современную практику координаторской или церковно-педагогической и организаторской деятельности.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются типовым положением о выпускной квалификационной работе.