Семейная педагогика

Семья

Специализация «Семейная педагогика»

Для подготовки специалистов по работе с семьей на приходах Епархиальные курсы Святого праведного Иоанна Кронштадтского объявляют набор слушателей на специализацию «Семейная педагогика». Занятия проводятся за пожертвования по средам с 18.00, в Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии.

Те, кто не являются учащимися Курсов, при наличии официального направления настоятеля Прихода, также могут пройти обучение по данной программе и получить сертификат.

С 2012 г. в Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской Митрополии, создан специальный Сектор семейных образовательных программ, главной задачей которого является организация работы в Епархии по  укреплению православной семьи и созданию условий повышения ее воспитательного потенциала. Программа «Основы педагогического  сопровождения семьи при приходах/ благочиниях:  технологии, , традиции и инициативы»   осуществляется на епархиальных курсах религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадского, как  наиболее распространенной форме образования мирян, желающих осуществлять духовно-просветительскую, координационную  деятельность на приходах. Учащиеся курсов получают базовую богословскую, семейно-педагогическую, координационно-общественную подготовку.  В современных условиях поддержка семьи и детства  должна осуществляться на системной основе и быть обеспечена подготовленными к этой деятельности кадрами

Выпускники курсов призваны осуществлять служение в качестве координаторов семейных образовательных программ, педагогическо-координационную поддержку семьи, осуществлять духовно-просветительскую, досуговую деятельность и при  приходах/благочиниях. Инициатива подготовки координаторов по данной образовательной программе будет    способствовать  укреплению института семьи и детства на основе  христианских традиционных  ценностей в современном обществе.

Новизна программы определяется тем, что она призвана объединить опыт  социального и общественного служения, научного и культурного потенциала на основе отечественной духовной традиции — православия в деле укрепления института семьи и детства. Программа подготовки специалистов поддержки семьи, укрепления традиционных семейных ценностей в условиях православных приходов стартует впервые с октября 2012 г. Восстановление и  развитие на современном этапе духовно-просветительской деятельности, социо-культурных связей семейно-родительского просвещения, духовно-нравственного семейного воспитания,  педагогической и образовательной практики  в  стало  важнейшей задачей современного  общества, отраженной в современных документах международного сообщества, государства, РПЦ.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Выпускник с квалификацией  координатор семейных образовательных программ  должен обладать следующими компетенциями (К):

готовностью и способностью:

компетенции в области семейной политики РФ

  • владение основами документов, концепции, организации, мероприятий, связанных с формированием  семейной политики РФ  (К-1);
  • использовать про-семейную праздничную культуру современного  годового календаря для плодотворной организации духовно-нравственного просвещения (К-2);

компетенции в области православного вероучения,  православного семейного богословия

  • использовать знаний о истории брака, ветхозаветном и христианском, о церковности брака и его условиях, основ православного семейного богословия в духовно-просветительской деятельности супругов, родителей (К-3);
  • владение знаниями основных  церковных таинств по отношению к семье на всех этапах ее развития (К-4);

компетенции в области духовно-нравственного семейного воспитания

  • история семейно-родительской культуры и семейного воспитания (К-5);
  • использовать святоотеческую традицию в вопросах воспитания подрастающего поколения (К-6);

компетенции в области социально-педагогической  деятельности

  • выявлять потребность  молодежи, родителей, семей, детей в развитии и укреплении семейного образа жизни, семейного воспитания (К-7);
  • организации благоприятных условия для развития православной семейной культуры и благоприятной среды развития детства  и в соответствии с ней определять содержание, объем,  методы, формы, сроки, работы (К-8);
  • активно использовать знания в области православного семьеведения, андрагогического подхода, современных методов поддержки семьи и детства, обеспечить духовно-просветительские поддержку и сопровождение семейно-родительского сообщества на приходе и/или благочинии (К-9);
  • компетентно и убедительно сообщать  позицию РПЦ  в области семьи и детства, (К-10);

компетенции в области педагогической деятельности

  • применять традиции и методы православной педагогики и христианской антропологии в педагогической деятельности (К-11);
  • уметь применить знания  современных нормативных, правовых, общественных документов  в области семейной политики РФ и РПЦ  (К-12);

компетенции в области организаторской деятельности

  • организовывать и планировать духовно-просветительскую  деятельность на приходах и/или благочиниях (К-13);
  • организовывать взаимодействие РПЦ, государства,  общества, общественных объединений, бизнеса в вопросах поддержки института семьи и детства  на приходе и/или благочинии организовывать мероприятия в области расширения семейно-родительской культуры, укреплять традиционные семейные ценности  на приходе и/или благочинии; решать конкретные задачи помощи семье, в индивидуальной и коллективной  деятельности (К-14).

Условия реализации основной образовательной программы: 

I. Осуществление учебно-воспитательного процесса

1.1.Учебный процесс осуществляется на основе основной образовательной программы подготовки работников сферы религиозного образования и катехизации в соответствии с действующим церковным образовательным стандартом.

1.2.Курсовые работы являются одним из видов учебной работы по дисциплине, слушатели пишут курсовые работы в соответствии с учебным планом в течении года.

1.3.По всем дисциплинам, входящим в учебный план выставляется итоговая оценка – отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, по практике – зачтено, не зачтено.

II. Кадровое обеспечение учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки работников сферы религиозного образования и катехизации осуществляется педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

III. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

3.1.Учебный план, разработанный в соответствии с требованиями церковного образовательного стандарта.

3.2.Учебные планы на каждый год обучения.

3.3.Рабочие планы по специализации.

3.4.Рабочие учебные программы по обязательным и факультативным дисциплинам.

3.5.Положение о курсовой работе промежуточной и итоговой аттестации, выпускной квалификационной работе, перечень примерных тем курсовых и выпускных квалификационных работ.

3.6.Положение о практиках: катехизаторской, педагогической, организаторская.

IV. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

4.1.Учебный процесс обеспечен материально-технической базой и аудиторным фондам для проведения лекций, семинаров, всех видов практик предусмотренных учебным планом.

4.2.Материально-техническое обеспечение обеспечивается наличием в библиотеке учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы по всем дисциплинам церковно образовательного стандарта по подготовке работников сферы религиозного образования и катехизации.

V. Организация практики.

5.1.Педагогическая практика включает:

  • посещение слушателей занятий проводимых руководителем педагогической практики;
  • проведение под контролем руководителя педагогической практики не менее двух самостоятельных занятий;

5.2.Организаторская практика включает:

  • участие в организации и проведении различных мероприятий в области семейно-родительского просвещения.

Требования к уровню подготовки работников сфере поддержки и укрепления семьи при приходах/ благочиниях:

I. Требования к профессиональной подготовленности выпускника.

1.1.Выпускник должен обладать необходимой глубиной знаний в области православного вероучения и области знаний соответствующей специализации. Практическими знаниями и навыками, позволяющими ему заниматься координаторской  деятельностью.

1.2.Выпускник в соответствии с его квалификацией для решения, стоящих перед ним задач должен знать:

  • основы  семейной политики РФ на современном этапе
  • основы  православного семейного богословия,  традиционной семейной культуры
  • церковные обряды для семьи и брака, на всех этапах  развития
  • история семейно-родительской культуры и семейного воспитания
  • педагогические условия формы и методы организации благоприятных условия для развития православной семейной культуры и благоприятной среды развития детства
  • позицию РПЦ  в области семьи и детства (социальные, этические вопросы)
  • основы координационной и духовно-просветительской поддержки и сопровождения семьи

1.3.Выпускник должен обладать знаниями, умениями и навыками в области катехизаторской и координаторской педагогической, организационной деятельности, соответствующей его специализации.

1.4.Выпускник должен обладать высокими духовно-нравственными качествами и быть по физическому и психическому состоянию способен к выполнению педагогической, катехизаторской, координаторской,  организаторской деятельности в области поддержки и укрепления семьи и детства.

II.Требования к итоговой аттестации выпускника

2.1.Общие требования к итоговой аттестации:

Итоговая аттестация включает выпускной междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач установленных действующим церковным образовательным стандартом.

Аттестационные испытания должны полностью соответствовать основной образовательной программе, которую освоил выпускник за время обучения.

2.2.Требования к выпускной квалификационной работе выпускника.

Выпускная квалификационная работа представляет собой практическое исследование, отражающее современную практику координаторской  или церковно-педагогической и организаторской деятельности.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются типовым положением о выпускной квалификационной работе.

Банер