Панихида на могиле русского композитора Александра Глазунова совершена в Некрополе Александро-Невской лавры

IMG_20150810_140933_edit

10 августа ответственный секретарь Совета по культуре иерей Илия Макаров совершил панихиду на могиле известного русского композитора, дирижера и педагога Александра Константиновича Глазунова (1865-1936), 150-летие со дня смерти которого отмечается в этом году.

IMG_3429

Композитор скончался 21 марта 1936 года в Париже, а в 1972 году его прах был перевезён в Ленинград и торжественно захоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (в Некрополе мастеров искусств).

IMG_20150810_141453_edit1

Александр Глазунов по праву считается одним из самых известных русских музыкальных классиков. Важную роль в творческом развитии композитора сыграли А. Бородин, П. Чайковский, М. Балакирев, С. Танеев, В. Стасов. Его считают продолжателем традиций знаменитого творческого объединения русских композиторов «Могучая кучка».

В короткий срок Глазунов создал множество произведений – симфонии, сюиты, концерты, квартеты, фортепианные и хоровые произведения, романсы. Композитор обогатил талантливыми произведениями балетный жанр – «Раймонда», «Времена года», «Барышня-служанка, или Испытание Дамиса».

В 1922 году он одним из первых в нашей стране был удостоен звания Народного артиста Республики. Глазунову принадлежат обработки русских, чешских, греческих гимнов и песен. Совместно с Н. Римским-Корсаковым он завершил оперу «Князь Игорь», по памяти записал 1-ю часть 3-й симфонии А. Бородина. Участвовал в подготовке к печати произведений М. Глинки. Оркестровал «Марсельезу» (1917) , ряд произведений русских и зарубежных композиторов.

Glazunov-100815

В 1899 Глазунов стал профессором Петербургской консерватории, а в период с 1907 по 1928 годы являлся ее директором.

Глазунов занимает заметное место в истории русской музыки. По стилю своих сочинений он примыкает отчасти к «Новой русской школе», но культивирует по существу европейские классические музыкальные формы. Его произведения отмечены яркой оркестровкой, большим гармоническим и контрапунктическим мастерством, тонким лиризмом.

Ученик Римского-Корсакова, воспитанный на принципах «могучей кучки», Глазунов стал признанным наследником и продолжателем традиций своего великого учителя, заняв его место в петербургской музыкальной жизни. Он был, безусловно, самой выдающейся и масштабной фигурой своего времени. Личный и художественный авторитет его был непререкаем. В 1915 году в связи с пятидесятилетием Глазунова В. Г. Каратыгин писал:

«Кто из ныне живущих русских композиторов пользуется наибольшей популярностью? Чье первоклассное мастерство ни в ком не вызывает ни малейшего сомнения? О ком из наших современников уже давно перестали спорить, непререкаемо признав за его искусством серьезность художественного содержания и высшую школу музыкальной техники? Одно только имя может быть в мыслях ставящего такой вопрос и на устах желающего ответить на него. Это имя — А.К. Глазунов».

Его композиторский талант был отмечен рано: уже в возрасте 16 лет написав Первую симфонию, поразив слушателей и критиков своей ясностью, законченностью формы и свободой изложения, он уже к тридцати годам завоевал широкую известность и признание как автор пяти симфоний, четырех квартетов и многих других произведений не только в России, но и на Западе. В 1907 году в возрасте всего лишь 42 лет Глазунов был удостоен звания почетного доктора Оксфордского и Кембриджского университетов. В 1914 году парижская Академия изящных искусств провозгласила его своим членом (от ее имени Видор в 1933 году назвал его «одним из крупнейших композиторов столетия»), в 1923 году — берлинская Художественная академия; оба раза — первым русским композитором после Чайковского.

Но в начале ХХ века, погруженный в консерваторские дела, где он был избран на пост директора, загруженный разносторонней общественной деятельностью, а также в связи с нарождающимся новым искусством, для творчества Глазунова наступил менее плодотворный период. Педагогическая работа и дирижирование поглощали все его силы. Он пишет концерт для скрипки с оркестром (1905), к 1909 году делает эскизы новой симфонии, из которой написана была первая часть (клавир). После Восьмой симфонии прошло тридцать лет, когда Глазунов начал писать Девятую симфонию, но так и не закончил ее. Историческая миссия Глазунова-симфониста, завершившего блестящий период классической русской симфонии, была выполнена. В начале нового века музыка начала развиваться в ином, новом направлении. Известный критик А. В. Оссовский, стремясь определить историческое место Глазунова в русской музыке, относил его к типу художников-«завершителей» в отличие от «революционеров» в искусстве, открывателей новых путей.

Интересный факт: Банк России 8 июля выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 2 рубля «150-летие со дня рождения композитора А. К. Глазунова» из серии «Выдающиеся личности России».

Источник: muzcentrum.ru

Метки: , , , ,

Читайте также

Международная академия музыки Елены Образцовой открылась в Петербурге
Архиепископ Петергофский Амвросий возглавил престольное богослужение в храме Смоленской иконы Божией Матери

Вся лента