Педагогам, конкурсантам и их родителям

Дорогие наши конкурсанты, прежде чем отправлять работы на конкурсы, ознакомьтесь с открытым письмом Елены Поплавской, эксперта, который оценивает ваши работы:

«Ребёнку нужно помогать видеть Божие присутствие в мире, в жизни… Вместе с ребёнком нужно учиться замечать дыхание Духа Божия в природе, в произведениях истинного искусства, в сострадании и любви к твари, в человеческих отношениях…»
Иван Ильин

Уважаемые педагоги, воспитатели и родители, представляющие работы детей на конкурсы по изобразительному искусству, которые предлагает Епархиальный Отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии!
К вам обращаются члены Экспертной комиссии, чтобы высказать свои пожелания и замечания.
Мы надеемся на плодотворное сотрудничество в будущем на благо подрастающего поколения и в их лице всему нашему народу и России.
Сейчас время перемен, возвращения к нашим культурным истокам, к Истине и Добру…
Будем же чуткими в этом благом намерении, защитим наших детей от зла этого мира.
Возьмём их за руку и научим смотреть и видеть, слушать и слышать, поможем раскрыться их дарованиям.

«Ум человека стремится к истине, а сердце его жаждет красоты и изящества…»
протоиерей Михаил Херасков

Темы для конкурсов, которые предлагает Отдел религиозного образования, ставят перед нами задачи, прежде всего духовно-нравственные, и это закономерно. И то, что вы, уважаемые педагоги, откликнулись на этот призыв, это замечательно!
Но, во избежание недоразумений в будущем, хотим сделать некоторые пояснения.
Сотрудники Отдела посылают Положение о конкурсе, как будто все формальности при подаче работ выполняются, но, как правило, мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами. Конкурс есть конкурс, надо отобрать лучшие работы.

Каковы же критерии?

Первое и самое важное требование – работы должны быть выполнены только детьми.

Нам, практикующим педагогам-художникам, несложно увидеть руку взрослого в представленной работе, и по правилам, такие работы не рассматриваются.
Каждой возрастной группе свойственны свои особенности и возможности, и профессиональным педагогам это хорошо известно.
Во время занятий педагог может показать учащимся, что и как надо изображать; сам процесс обучения включает в себя множество нюансов, о которых здесь нет возможности говорить; но в творческой работе, представленной на конкурс, недопустимо вмешательство педагога. Иногда работы полностью выполнены взрослым.
Немного поговорим об изобразительном искусстве в его Православном понимании.

« Важнейшим общим законом искусства является закон гармонии. В живописи он прямо связывается со зрением и зрительным восприятием. Применительно к иконописи, а также к искусству в целом, часто употребляется слово «созерцание». В буквальном переводе «созерцание» есть «рассматривание». Но зрение есть нечто иное. В древнерусской традиции
употреблялось слово «видение», потому что зрение определяет полноту и ясность, которые трудно достичь созерцанием. Внутреннее зрение даёт возможность видеть истину. Ясность достигается нравственным, духовным путём»
Н.Н. Третьяков

«Художник должен ,прежде всего, заботиться о «постановке глаза» Ведь древнерусское слово «око» — больше, чем глаз, это, можно сказать, «глаз души». «Око должно быть чистым»(Матф.6,22), должно видеть не только внешний, но и внутренний свет, быть зорким, чутким, улавливать малейшие оттенки духовного смысла предметов. Глаз может быть «поставлен» на всю жизнь, как голос, а может быть искалечен».
Н.Н Третьяков

Это небольшое пояснение для того, уважаемые педагоги, чтобы вы правильно настроили камертон вашей души в работе с детьми. Что мы ждём от вас, от детских работ? Самостоятельности, оригинальности, грамотного, по возможности, исполнения, с учётом особых пластических задач, стоящих перед изобразительным искусством. Это и композиционное решение, и организация в цвете и тоне Желаем всем творческих успехов и надеемся на плодотворное сотрудничество.

Список рекомендуемой литературы:
Н.Н.Третьяков «ОБРАЗ В ИСКУССТВЕ» основы композиции 2001г.
Л.Л.Шевченко «ДОБРЫЙ МИР» Учебно-методический комплект 2011г.
В.В.Жукова Т.Г.Волкова Я ИДУ НА УРОК В ВОСКРЕСНУЮ ШКОЛУ Закон Божий и уроки детского творчества Москва 2010
Анастасия Абрамова ВВЕДЕНИЕ В ТРАДИЦИЮ пособие в помощь родителям и педагогам Москва Никея .2014