Материал студентки 1 курса Центра подготовки церковных специалистов при СПбДА Дарьи Варуль
7 ноября, в день столетия Октябрьской революции, в Ледовом дворце состоялось грандиозное событие – концерт-действо «Перезвоны столетий: 1917–2017 год». Совместными усилиями Хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии (рук. Юрий Герасимов), ансамбля духовых инструментов «Кронверк-Брасс» (рук. Илья Кузнецов), режиссера Алены Поликовской и ведущих – народного артиста России Александра Галибина и заслуженной артистки России Анастасии Мельниковой перед зрителем предстало полуторачасовое полотно из звуков, голосов и визуального ряда. История оживала в лицах, картинах и плакатах на экране, в письмах живых участников эпох, которые читали ведущие концерта, и, конечно, в музыке – духовных песнопениях, авторских музыкальных номерах, военных и народных песнях. Организатором концерта выступил Совет по культуре Санкт-Петербургской епархии при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Центра культурных инициатив.
Концерт открылся приглашающим звоном колоколов, установленных на сцене. Со вступительным словом к зрителям обратился участник Хора духовенства, директор Епархиальных курсов имени св. Иоанна Кронштадского иерей Илия Макаров, подчеркнув, как важно нам сейчас, сто лет спустя, расслышать голос истории, понять, что только любовь может изменить ее ход. (Тема любви потом еще особенно проникновенно прозвучит в хоровом номере «Ты любовь святая», где слова «Ты любовь святая, от начала ты гонима, кровью полита́я» положены на музыку песнопения «Архангельский глас» Г.В. Свиридова.) XIX, последний дореволюционный век воплотился во впечатляющем переложении для духового состава и звонницы темы колокольного звона, которая звучит во вступлении к сцене коронации Бориса Годунова из одноименной оперы М.П. Мусоргского. К ней примыкали два хоровых номера – «С нами Бог» и песни «Взвейтесь, соколы, орлами». В первых цитатах из писем оживали голоса Блока, Ахматовой, Цветаевой, Бальмонта. Звучали разные мнения о наступившей новой эпохе, но почти все они сошлись в том, что прежняя, привычная Россия уходит, истекая кровью («Революция исповедует религию убийства, а не воскресения» – слова Н. Бердяева).
С революцией пришла эпоха новомучеников, небесного воинства, которое затем долгих семьдесят лет советской власти вымаливало Россию, не давая ей погибнуть. Звучат отрывки из писем священномучеников – Василия (Соколова) и протоиерея Илии (Четверухина). Среди музыкальных вставок – песнопение, посвященное Матери Божией, «О, преславнаго чудесе…», а как ответ на письма исповедников – «Мужайся, Церковь Христова». На экране среди икон и портретов новомучеников – образ Державной Божией Матери, вместо Царя-страстотерпца Николая II принявшей российские скипетр и державу. Значительное место было уделено и портретам царской семьи разных лет. Временем духовного возрождения стали страшные годы Великой Отечественной войны, когда народ пред лицом опасности вновь обратился к вере, а храмы наполнились людьми. Во время легендарной песни «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» зал встал в едином порыве, словно отдавая дань памяти погибшим за Родину. До глубин души проникали строки из писем солдат к своим возлюбленным: мы знаем, что многие из них, например, Александр Матросов, не вернулись с войны.
1950-е, послевоенные годы. Мощно и весело прозвучало переложение для солиста, хора и духового ансамбля песни Г.В. Свиридова «О родина! Счастливый и неисходный час» (из кантаты «Поэма памяти Сергея Есенина»). В общую канву вплелись и известная песня из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» («Не думай о секундах свысока…»), и величественное песнопение П. Чеснокова «О Пресладкий и Всещедрый Иисусе», особенно проникновенно звучащее в исполнении мужского хора. На экране – лица героев эпохи из всех сфер человеческой жизни – науки, искусства, спорта, политики, веры. Из звучащих текстов – письмо Юрия Гагарина, написанное им жене перед знаменательным полетом 10 апреля 1961 года, на случай, если бы он не вернулся из путешествия за орбиту Земли.
Наконец, 1980-е, 1990-е, современность, эпоха возвращения к православию. Одна за другой на экране предстают фотографии строящихся и возрождающихся храмов. Хор поёт задушевные песни о России – «Гляжу в озера синие…» и «Беловежская пуща». И в заключение – вновь торжественные перезвоны, молитва на языке колоколов, вызывающая резонанс в каждом бьющемся сердце. Один из самых грандиозных проектов года воплотился, подарив не только множество впечатлений, но и колоссальную пищу для ума и души. И мы с надеждой смотрим в будущее и надеемся, что революционные потрясения столетней давности никогда не повторятся.
Фото: mitropolia.spb.ru