Преданный вере и Родине…
145 лет со дня рождения Павла Чеснокова
24 октября 2022 года в Бирюзовом зале Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии состоялся музыкальный вечер в честь 145-летия со дня рождения церковного композитора Павла Григорьевича Чеснокова.
Начало вечеру положило молебное пение «Во дни брани» на музыку П. Г. Чеснокова в домовом храме во имя Священномученика Серафима (Чичагова).
Следует заметить, что созданное во время Первой мировой войны, оно в храмах более не исполнялось, и в день рождения его создателя прозвучало впервые после почти столетнего перерыва.
После небольшого концерта, во время которого Ансамбль студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии под управлением Владлена Смирнова исполнил «Взбранной воеводе», «О, пресладкий и всещедный Иисусе», «Тебе необоримую стену», состоялась лекция председателя Отдела, иерея Илии Макарова.
Свое выступление отец Илия начал вопросами: кто такой Павел Чесноков сегодня; кем он является для человека XXI столетия; насколько мы в праве говорить, что музыка Чеснокова – наследница русской хоровой музыки предшествующих веков?
Отец Илья сразу отметил, что современные хоры являются наследниками музыки П. Г. Чеснокова, а в конце XIX века она знаменовала о «ренессансе церковной жизни». Тогда, накануне Первой мировой войны и революции, люди молились «музыкальным языком» П. Г. Чеснокова.
Избранные вехи биографии Павла Григорьевича осветил Владлен Смирнов.
Павел Григорьевич Чесноков родился 24 октября 1877 года в Звенигородском уезде (вблизи современного города Истра) Московской губернии, в многодетной семье потомственного сельского регента.
Следуя стопам отца, Павел стал участвовать в церковном хоре и уже в детстве делать первые шаги в сочинительстве.
В 1895 году он с отличием закончил Московское Синодальное училище Церковного пения. Его учителя, знаменитые дирижеры В. С. Орлов и С. В. Смоленский, отмечали в нем богатую музыкальную одаренность, упорство и трудолюбие.
Заслуженный Павлом Чесноковым почетный диплом и золотая медаль первого класса открывали ему преподавательскую стезю, и он приступил к служению регента, дирижера и преподавателя со всей ответственностью.
Он работал регентом в нескольких соборах Москвы, давал уроки хорового пения в гимназиях и женских институтах, руководил хоровыми коллективами.
Много внимания юному Павлу Чеснокову уделили композиторы С. И. Танеев и М. М. Ипполитов-Иванов. Их наставления способствовали тому, что Чесноков усилил сочинительскую и преподавательскую деятельность.
Он преподавал в родном Московском Синодальном училище, руководил Синодальным хором, занимал пост дирижера в Капелле русского хорового общества.
В вышедшей в журнале «Хоровое и регентское дело» краткой биографии П. Г. Чеснокова его характеризовали как «музыканта, глубоко преданного своей вере, Родине и собственному делу», «маэстро хорового пения», «признанным автором духовной музыки». Но похвальные слова не вскружили голову Павлу Григорьевичу, напротив, он отдавался делу с большим рвением.
Он отправился на гастроли по России с целью оказания наставнической помощи маленьким провинциальным академическим и духовным коллективам. В каждом городе на пути следования он устраивал концерты академической музыки и давал уроки. Одновременно он успевал участвовать в различных регентских симпозиумах и съездах композиторов духовной и классической музыки.
В 1917 году Павел Григорьевич Чесноков – заслуженный дирижер Российской империи закончил Московскую консерваторию, тоже с почетным дипломом и серебряной медалью.
С крушением империи наступили трудные годы для П. Г. Чеснокова. Закрытие и уничтожение храмов, роспуск церковных певческих коллективов подводила черту творческому пути П. Г. Чеснокова.
Первое время он еще работал дирижером, проводил концерты академической музыки и, участвуя в богослужениях, собирал хоры.
Но вынужденная эмиграция многих его единомышленников и коллег приостановила деятельность. В 1919 году в Париж уехал брат композитора, Александр Григорьевич Чесноков, но сам музыкант категорически отказался покинуть Родину.
Оставшись в Москве Павел Григорьевич работал над книгой «Хор и управление им», в которой представил свой богатейший осмысленный опыт.
Во время Великой Отечественной войны Павел Григорьевич Чесноков также пребывал в Москве, где весной 1944 года умер. Он был похоронен по православному обычаю на Ваганьковском кладбище.
В завершении вечера зрители смогли задать вопросы.
Подводя итог, отец Илия Макаров заметил, что музыку П.Г. Чеснокова отличает особый драматизм, свойственный больше московской музыкальной школе с ее «душевными излияниями».
При этом церковная музыка П.Г. Чеснокова пробуждает в человеке свою сокровенную молитву, ее звуки призваны одухотворить все вокруг, и сегодня в этом смогли убедиться все присутсвующие.
В. О. Гусакова , зав.сектором методической работы и меропрятий, кандидат искусствоведения