Состоялась встреча с профессором Алексеем Осиповым

Встреча с преподавателем Московской духовной академии, известным православным богословом и публицистом профессором Алексеем Осиповым прошла 26 декабря в Синем зале епархиального управления. Мероприятие было организовано епархиальным отделом религиозного образования и катехизации.

Поскольку тема встречи заявлена не была, профессор Осипов предложил поговорить о том, что такое православие.

«Когда-то достаточно было произнести слово «христианство», — заметил он. — Теперь это — неизвестная величина, икс: в одном протестантизме существуют сотни направлений. В наше время нужно смотреть уже не на то, что значит само слово: слово — это завеса. Все христианские истины перевернуты, извращены. Например, многие считают, что Таинства сами по себе воздействуют на человека: главное, чтобы человек крестился, а уж верует он или нет, не важно. Или главное — как можно чаще причащаться, а что в душе у человека, значения не имеет. А ведь святитель Иоанн Златоуст предостерегал от такого отношения, напоминал, что Иуда причастился, и вместе с куском хлеба в него вошел сатана. С одной стороны, Господь действительно говорил: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54), с другой — благоразумный разбойник не крестился, не причащался — но первым вошел в рай».

В качестве определяющей черты православия, отличающей его от учения других христианских Церквей, Алексей Осипов назвал понимание Священного Писания в духе святых отцов. Все же святые отцы говорили, что главная цель христианской жизни — стяжание Святого Духа.

Докладчик напомнил высказывание святителя Игнатия (Брянчанинова): «Богодухновенных наставников нет у нас». Об этом же предупреждал и святитель Феофан Затворник. Это не значит, что нужно руководствоваться в жизни только собственным мнением: у человека благочестивого, который чтит святых отцов и при этом не превозносится, можно попросить совета. Но все равно окончательное решение необходимо принимать самостоятельно. Алексей Осипов коснулся явления «младостарчества», когда священники требуют от своих духовных чад безоговорочного послушания, запрещают что-либо предпринимать без их благословения, и называл его крайне опасным для духовной жизни.

Профессор напомнил слушателям слово преподобного Марка Подвижника «О законе духовном». Как физический мир существует по определенным законам, так и в духовном мире есть свои законы. Нарушая их, человек подвергает себя опасности. Если человек будет пренебрегать физическими законами — например, прыгнет с крыши, — он нанесет ущерб своему телу. А если будет иметь греховные помыслы, тем более — совершать грехи, он неизбежно нанесет ущерб своей душе. Поэтому необходимо бороться с грехами. Профессор Осипов предложил слушателям начать с малого: не осуждать, не завидовать, не искать людской похвалы.

Вторая часть встречи была посвящена ответам на вопросы. На вопрос, чем Промысл Божий отличается от индуистского термина «карма», профессор Осипов ответил, что карма безлична, она настигает человека «механически», а в христианстве Бог — это личность, он может помиловать человека. На вопрос, как он относится к переходу ряда поместных Православных Церквей на новоюлианский календарь, Алексей Осипов рассказал про одно из заседаний комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, на котором председательствовал митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим и где был поднят этот вопрос. Все присутствовавшие согласились с тем, что дата Рождества Христова — условная и вполне можно ее перенести, но при этом все проголосовали против изменения церковного календаря. Причина проста: введение нового календаря неизбежно вызовет раскол, и пока такая опасность существует, предпринимать это не следует.

Был задан и вопрос, как научиться молиться. Профессор Осипов напомнил мысль святителя Игнатия (Брянчанинова), что молитва без внимания оскорбительна для Бога, поэтому бездумное «вычитывание» молитв не имеет смысла. В качестве молитвенного упражнения он предложил повторять молитву Иисусову. Важен и смысл нашего молитвенного прошения: большинство людей просят у Бога тех или иных земных благ; не нужно впускать в духовную жизнь подобный материализм. На вопрос, каковы роли мужчины и женщины в семье, Алексей Осипов ответил, что христианство наряду с другими небывалыми открытиями подарило человечеству и новое отношение к женщине. Женщина больше не раба, не служанка мужчины, они оба одинаково важны и дополняют друг друга. На вопрос, всегда ли плох гнев, докладчик ответил, что гнев может быть и праведным, но христианин должен не желать врагу зла, а желать, чтобы враг прекратил творить зло.

Алексей Осипов родился 31 марта 1938 года в городе Белеве Тульской области. Окончил Московскую духовную семинарию в 1959 году, Московскую духовную академию — в 1963-м. В том же году стал преподавать. Читал лекции и в МДС, и в МДА. С 1969 года — доцент; с 1975 года — профессор. В 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена степень доктора богословия. В 2007 году избран действительным членом Российской академии естественных наук (РАЕН). С 1973 по 1986 год — член учебного комитета при Священном Синоде от МДА. С 1976 по 2004 год — член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованной в 1994 году в Синодальную богословскую комиссию. Был членом юбилейного Поместного собора Русской православной церкви 1988 года. В 1990-1993 годы — главный редактор возобновленного журнала МДА «Богословский вестник». Состоял членом церковно-общественной координационной группы по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова. Состоял в Синодальной рабочей группе по разработке основ социальной концепции Русской Православной Церкви. В 2004 году удостоен звания заслуженного профессора МДА. С 2009 года — член президиума Межсоборного присутствия и его комиссии по церковному просвещению и диаконии.

ИА «Вода живая»,
26.12.18

Читайте также

Председатель Совета по культуре посетил "Рождественскую мистерию"
Вопросы христианских ценностей в медиапространстве обсудили в ОРОиК

Вся лента