Свобода как Божий дар

«К свободе призваны вы, братья» (Гал.5:13)

Грядущие, XXVII Международные Рождественские образовательные чтения, которые должны пройти в Москве в 2019 году, будут посвящены теме: «Молодежь: свобода и ответственность». И сегодня мы предваряем международную встречу и ее лейтмотив нашим Санкт-Петербургским форумом.

Свобода – важнейшая категория человеческой жизни: частных и социальных отношений, педагогики, политики, экономики, психологии, философии. А для нас – людей Церкви, свобода – это понятие еще и богословское. Потому что человек, согласно Священному Писанию, сотворен как таинственный Божий образ. В святоотеческий свод толкования этого понятия входят самые разные аспекты человеческого бытия, и один из них – свобода, ведь по настоящему свободен и независим Один лишь Бог, а мы Его образ. Поэтому свт. Кирилл Александрийский и утверждает: «Люди изначально сотворены с контролем над своими собственными решениями и были свободны направлять свою волю, куда они пожелают, ибо они были созданы по образу Божию, а Бог свободен». (Толкование на Книгу Бытия. PG 69 p. 24).

Мы знаем, что в грехопадении, человек оказался ниже своего призвания, но духовный потенциал, как жажда Бога и стремление к Богу, сохранился в человеке. И для свт. Григория Нисского «свобода представляется самой сутью духовного существования человека. Часто св. Григорий сравнивал образ Божий в человеке с отражением в зеркале. Зеркало может разбиться, затуманиться, его можно повернуть под углом так, что никакого изображения видно не будет. Человек может утратить образ Божий, перестать быть отражением – но потенциальная возможность обрести его всегда остается». (прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Минск. 2001 стр. 196)

Да, человек искажен грехом, он уже не отражает ясно Божественное совершенство, но человек по-прежнему остается Божьим образом, и значит, человек все еще обладает даром свободы. Но в чем же он состоит? Ведь мы ограниченны местом и временем нашей жизни, мы пришли в мир, наследуя определенные генетические данные, не выбирая ни физических, ни душевных качеств. Все это так. Но человек свободен в самом главном: в своем выборе, в самореализации, и наконец: в любви. Ведь полюбить Бога и полюбить ближнего – исполнить главнейшую Божию заповедь, нельзя по принуждению, это может быть лишь актом нашего свободного волеизъявления.

Сегодня мы говорим о свободе в контексте проблем молодежи и принципа ответственности. Быть может никто как молодежь, так не подвержен искушению борьбы за ложные идеалы, и прежде всего, борьбы за мнимую свободу. Молодой человек может отстаивать поле своей личной свободы от влияния родителей или школы, но в тоже время быть в полной зависимости от компьютерных технологий или греховных привычек. Человек может наивно считать себя свободной личностью, будучи, говоря языком Церкви – рабом греха, или же, говоря языком психологии – жертвой аддикции. И, наконец, сегодня мы видим это в событиях мировой политики: человек может всеми силами, даже жертвуя своей жизнью, а затем и жизнью других, бороться не просто за ложные идеалы, но за идеалы извращенные, порочные и глубоко преступные. И все это происходит под знаменем борьбы за свободу. Где же проходит граница нашей свободы, что дозволено человеку, а что нет?

Персонажу одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского, Ивану Карамазову, в литературной критике, или шире, истории философской мысли, приписывают такие слова: «Если Бога нет, все позволено». Этого, ставшего уже крылатым выражения, на самом деле в романе нет, (считается что первым, кто процитировал эти слова как цитату из Достоевского, был Жан-Поль Сартр). Но эти слова как нельзя лучше выражают позицию Ивана, как позицию крайнего нигилизма, отрицающего всякую высшую оценку человека и его действий. В этом высказывании и заключен корень всех зол преследующих человека в реализации его жизни и свободы. Корень всех злоупотреблений и преступлений. А вот что говорит человек встретивший Бога и посвятивший Ему всю свою жизнь, апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор.6:12). Человек, знающий Божий Закон – Божьи заповеди, осознает и свою свободу, и свою ответственность: свой ответ Богу и обществу. Выдающийся богослов, Николай Никандрович Глубоковский, профессор нашей Санкт-Петербургской Духовной Академии, а также член-корреспондент Академии наук, один из своих трудов посвятил теме благовестия свободы у апостола Павла. И он отмечает: «Христинин живет свободно, но в строжайшем соответствии со всеми требованиями своего звания. Потому христианская свобода вовсе не сближается и не граничит ни с противозаконием, ни с беззаконием или внезаконностью, ибо в себе самой содержит собственные регулирующие нормы». (Н. Глубоковский. Благовестие христианской свободы в послании св. апостола Павла к Галатам. М. 1999 стр. 168)

Итак, прежде чем провести границы свободы, необходимо осознать, что лежит в ее основе, а мы уже сказали что свобода – дар Божьей любви, одна из черт Божьего образа в человеке. И значит, подлинная свобода коренится в подлинной любви, к Богу и человеку.

В этой ситуации на всех нас, кто занимается проблематикой педагогики, школьного образования и духовного воспитания лежит особая ответственность перед подрастающим поколением: объяснить и показать молодым людям, что же составляет высшее значение и ценность свободы. Ведь наше будущее – будущее нашего города и нашей страны, зависит от сегодняшнего поколения школьников. От того что мы в них вложим и следовательно, какими они вырастут. И потому Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл сразу же после своей интронизации 1 февраля 2009 г. в Храме Христа Спасителя сказал: «Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям – как бы это не было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, – помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье». (Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. М. 2009 стр. 14)

Говоря о проблемах свободы и молодежи мы учитываем что это вызовы вовсе не сегодняшнего дня, а сквозной цивилизационный вопрос. Еще в середине прошлого века видный американский психолог немецкого происхождения Эрих Фромм, вынужденный покинуть Германию после прихода к власти Гитлера, выпустил свою известную книгу, посвященную данной проблематике назвав ее: «Бегство от свободы». Свобода, согласно Фромму, предполагает груз ответственности и потому отдельные люди, а также целые социальные группы и политические объединения так легко отрекаются от свободы и передают ответственность за себя другим. При этом, по мнению психолога: «Бегство от свободы не восстанавливает утраченной уверенности человека, а лишь помогает ему забыть, что он отдельное существо. Он обретает новую, хрупкую уверенность, пожертвовав целостностью своего «я». Он отказывается от своей личности, потому что не может вынести одиночества». Но, согласно Эриху Фромму, возможен и положительный опыт обретения свободы, благодаря ему можно избавиться от чувства одиночества и изолированности: «Процесс развития свободы – не порочный круг; человек может быть свободен, но не одинок, критичен, но не подавлен сомнением, независим, но неразрывно связан с человечеством. Эту свободу человек может приобрести реализуя свою личность, будучи самим собой». Для этого необходимы труд и любовь. Благодаря труду человек объединяется с другими, оставаясь при этом свободной и целостной личностью: «Труд должен быть творчеством, соединяющим человека с природой, в акте творения». В свою очередь, любовь «вырастает из стремления преодолеть отдельность и ведет к единению, но не уничтожает индивидуальность». (Эрих Фромм. Бегство от свободы. М. Академический проект. 2007 стр. 222, 230).

Ответственность за нашу жизнь, за то как мы ей распоряжаемся и как реализуем призвание к свободе – это наш ответ Богу, ответ перед Богом, обществом, нашими близкими, перед собой и своей совестью. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что ответственность – есть показатель зрелости человека, одним словом, ее нельзя приобрести внезапно, ей учатся всю жизнь. И на этом пути необходимо помнить о том, что свобода – есть духовное понятие. Ее обретение связанно с поиском Бога, и соответственно с поиском собственного «я», потому что когда человек ищет Бога, он ищет полноты жизни, а значит и свое подлинное «я», ищет ответы на вопросы о смысле жизни и того, в чем же состоит наша истинная свобода. И в Евангелии Господь говорит всем нам: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). А Истина и есть Сам Господь, сказавший: «Я есть Истина» (Ин. 14:6). И только Господь избавляет человека от служения греху и рабства смерти. Потому что Господь – Единственный Святой и Безгрешный, потому что Господь – победитель смерти! И наша свобода сокрыта во Христе Спасителе, и настолько, насколько человек предает себя в Его руки, творит Его волю и учится Его любить, настолько и обретает человек свободу детей Божьих.

Таким образом, для обретения истинной свободы необходимы совместные действия Бога и человека, сочетание свободной воли человека со спасительной волей Всевышнего Творца. В богословии этот процесс обозначается термином «синергия», то есть – соработничество.

И сегодня необходимы также совместные усилия, соработничество, педагогического сообщества и Церкви, для того чтобы подрастающее поколение – наша молодежь, могла бы реализовывать свое стремление к свободе, осознавая на чем она основывается, в чем выражается, учась при этом ответственности и зрелости.

Читайте также

Представители епархии приняли участие в заседании Оргкомитета празднования 800-летия святого Александра Невского
Поздравляем епископа Петергофского Серафима с Днем тезоименитства!

Вся лента