26 мая в Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии состоялась курсовая конференция, посвященная 150-летию со дня рождения святого страстотерпца Императора Николая II. Главной задачей конференции стало обсуждение судьбы и роли личности Николая II и его семьи для современного поколения. В конференции приняли участие заместитель председателя Отдела образования иерей Илия Макаров, а также выдающиеся современные деятели сферы культуры и образования: кандидат филологических наук Лев Летягин, консультант по вопросам семейного образования и педагогики Наталья Москвичева-Гительсон, режиссер Татьяны Соловьева и другие.
Основой для обсуждения стал фильм петербургского режиссера Алены Поликовской «Царская семья. Путь к святым», премьерный показ которого состоялся в день конференции для слушателей Центра подготовки церковных специалистов (общедоступная премьера фильма состоится 17 июня в Царском селе).
Открыл встречу иерей Илия Макаров, который рассуждал о силе и слабости правителей, которые являются отражением эпохи, и тех интерпретаций, которые за ними следуют:
«Нам всегда хочется, чтобы наш правитель был невероятно сильным человеком. И чаще всего эту силу мы не можем измерить на духовном уровне — мы ее измеряем совершенно конкретными примерами: цифрами, успехами, нашим благосостоянием и так далее. Те, кто изучает историю, знают, каких успехов достигла Россия в эпоху царствования Николая II — если рассуждать о нем, как о правителе, можно сказать, что мы не видим таких уж явных успехов, которые бы нас вдохновили видеть в нем идеального государя. Можно сравнить двух императоров — Петра Великого и Николая II. Два противоречивых, разных: один — самый, что ни на есть сильный государь, лидер а второй — святой, добрый, намного более мягкий. А ведь они оба олицетворяют два состояния романовской эпохи. Она действительно такая противоречивая, ее словно кидало от силы к доброте, от слабости к успехам, от непонимания к безграничной любви. Когда мы смотрим на эти несколько столетий последнего царского дома в России, мы видим, прежде всего, самих себя. Это судьба русского характера — мы то сильные, то слабые. Мы хотим любить, но в то же время хотим ненавидеть.
Мне кажется, что когда мы смотрим в глаза царской семье, мы видим собственное отражение. Мы чувствуем, что сегодняшнее наше неприятие доброго государя — это непринятие нашей собственной слабости. Царская семья — это очень личностный пример. Это — история про нас самих: и про нашу святость, и про нашу слабость. Но пример царской семьи и того, как шаг за шагом они все прошли — это пример вдохновляющий. А без вдохновения нам сегодня никак. Если мы не смотрим на крест Христов — мы не можем идти с ним до момента Воскресения, если мы не говорим друг другу «Христос Воскресе!», то ничто не может больше нас в духовном делании так вдохновить, как эти два слова».
Кандидат филологических наук Лев Летягин рассказал слушателям о важных датах и событиях в истории царской семьи: о знаковых совпадениях и о том, как они отражают масштаб личности Николая II:
«В истории царской семьи мы видим парадоксальные вещи. Первый Романов — Михаил, а второй — его сын, Алексей Михайлович, отец Петра Великого. Николай II отрекается сначала в пользу сына, Алеши, а потом в пользу брата — Михаила. Жестокая симметрия. Судьба или не судьба, но, мне кажется, когда такие вещи в большом мире заставляют нас подумать, мы понимаем, что в этом и выражается масштаб личности Николая Александровича. Неслучайно любимая цитата всех книг и учебников гласит (из его дневника от 2 марта 1917 года): «Кругом измена, трусость и обман». На следующий день, когда он едет прощаться с армией, он пишет в дневнике: «Читал многое из истории Цезаря. Цезарь. Кесарь. Кайзер». Николай II прекрасно понимает, что имперский круг мировой истории завершился, ведь отречение Романовых — это некая судьба, которая совершилась. И Николай Александрович в свои 50 лет прекрасно осознает, что заканчивается история Цезаря. А ведь Цезаря убили 15 марта. Николай Второй отрекается 2 марта, и если мы прибавим 13 недостающих дней разницы — получается 15 число…»
Высказать личное отношение к Николаю II и свое видение значения его личности для российской истории и культуры, а также рассказать об уникальных историях, связанных с царской семьей пришли участники фильма — студенты Санкт-Петербургской духовной академии Владислав Капитонов, Алексей Еврокатов и Давид Бобров.
Об изменении собственного ощущения истории царской семьи рассказал Владислав Капитонов: «Мы к разным святым относимся по-разному — кого-то любим больше, кого-то меньше. Не потому, что одни лучше, а другие — хуже, а потому что у нас с ними разный опыт личного взаимодействия. До фильма святой Николай и царственные страстотерпцы не были мне сильно интересны. Я не застал момент их причисления к лику святых, потому что учился в школе, и для меня этот момент не стал каким-то особым событием. Но сейчас пришлось встретиться с ними лицом к лицу.
Я рос в светской среде, в среде атеистической, поэтому, если о Николае и рассуждали, то только со светской точки зрения и атеистических позиций: каков он был, как государь. И ответ всегда был один. Но вот я встречаю личность — личность отца, личность мужа и личность государя, который попрал тезис Макиавелли о том, что политическая деятельность должна быть отделена от нравственности и морали. И вот возникает совсем другой образ — который можно по-настоящему полюбить, который можно по-настоящему оценить и понять, что он является примером».
Обсуждение личного восприятия Николая Второго вызвало живой отклик у слушателей, которые поспешили задать участнику фильма свои вопросы. Одним из них стал следующий: «Когда вы поняли, что ваша личная встреча с Николаем состоялась?»
«В одном из эпизодов я говорю такую фразу: «Если бы он поступил иначе, он мог бы войти в историю как политический деятель, но вряд ли стал бы святым». Этот момент поразил меня больше всего.
Максим Исповедник выделяет два термина: «свобода», которую определяет, как то, что человек следует своей сущности в перспективе приближения к Богу; и термин «выбор», который он определяет как нечто, противоположное свободе. Меня поразило, что выбор — это что-то противоположное свободе, потому что выбор — значит возможность поколебаться и сам факт неустойчивости. Святые страстотерпцы не совершали выбор, это был естественный шаг. И когда я понял, что люди просто не могли иначе, потому что у них была особенная любовь внутри семьи, которая могла быть такой только благодаря христианскому пониманию семьи, своего предназначения и своего пути; когда я понял, что это проявление себя и невозможность поступить иначе по любви к Богу, стране и семье, несмотря на то, что это обрекает многих на страдания, тогда я осознал, что встретил личность», — отметила Владислав Капитонов.
Режиссер Татьяна Соловьева попросила рассказать слушателей о личном отношении к царской семье. Многие сошлись во мнении, что еще несколько десятков лет назад представление о Николае II в обществе было совершенно другим: по-другому его представляли на уроках истории в школе, по-другому преподносили его заслуги и слабости. Одна из слушательниц поделилась своей историей:
«На меня очень сильно повлияло общение с русской эмиграцией в Париже , где я долгое время работала. Вспомним, какое у нас было представление ? В школе нам рассказывали, что царь Николай — самодержец, угнетатель, мы даже не знали о его трагической смерти. Впервые об этом я узнала от иностранцев, после чего, конечно, поменяла отношение, потому что видела истинное состояние этих людей — с какой любовью они рассказывали о судьбе последнего русского царя».
Просмотр фильма о царственных страстотерпцах дал много поводов для размышлений и рассуждений на тему духовности и ее составляющих; на тему любви и ненависти, силы и слабости, начала и конца на пути к святым. В завершение встречи отец Илия отметил, что совсем скоро, в начале будущего учебного года, у всех студентов Центра подготовки церковных специалистов еще будет возможность поговорить об этих важных вопросах — о вопросах, который каждый человек должен рано или поздно себе задать.
Пресс-служба ОРОиК