В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей. Он совершается также в отдельных епархиях Русской Православной Церкви. В этом действии архиерей изображает Христа, а апостолов изображают 12 священников, среди которых есть и Иуда – ведь и ему Господь омыл ноги.
После заамвонной молитвы архиерей выходит из Алтаря на кафедру, куда потом спускаются 12 священников. Середина храма, где поставляются стулья для архиерея и участвующих в чине священников, символизирует Сионскую горницу, где почти 2000 лет назад за Тайной вечерей Сам Господь Иисус Христос омыл ноги учеников.
Чин возник в Иерусалиме в 6-7 веках. Впервые встречается в грузинском переводе древнего иерусалимского лекционария. Около 8 века чин был воспринят в Константинополе, где в отличие от Иерусалима первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга, что отражено в типиконе Великой Церкви первоначальной редакцией студийского устава. В Иерусалиме чин совершается обычно патриархом на площади храма Воскресения. В практике Русской Православной Церкви в 20 веке обряд вышел из обязательно использования.
12-тый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от омовения, но потом, после евангельских слов «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки, и голову, затем произносится ответ Спасителя: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь и вы чисты, но не все, имея ввиду Иуду Искариотского, который предаст Его».
Архиерей не только изображает Христа, он еще подражает Ему, действуя от своего лица в отношении к священникам, которые называют его обычно своим господином, владыкой и отцом. Господь научил нас, что первые в Церкви должны быть рабами всем – именно эта идея и священнодействуется в Великий четверток. Это, таким образом, изъявление важнейшего принципа устройства Церкви.
Источник: spbda.ru