Ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии
Епископа Петергофского Серафима
учащим и учащимся
Дорогие отцы, братья и сестры! Друзья!
«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви…»
(стихира понедельника 1 седмицы Великого поста)
Находясь на пороге Великого поста – спасительного времени духовного очищения, каждый из нас призывается к обновлению мыслей, чувств и образа жизни, целью чего является приближение к Господу Богу и соединение с Ним в торжестве Евхаристической Пасхальной Трапезы.
Святая Четыредесятница есть необходимая для человека аскетическая практика, которая заключается в душевном и телесном воздержании от сладострастия, злых помышлений, слов и поступков и стяжании христианских добродетелей. Постное поприще дается нам для обретения и укрепления силы духа, закаливания воли и побуждения ее к благу.
Подвиг поста тесно связан с покаянием и именно его имеет своим началом. Как известно, термин «μετάνοια» дословно означает «перемену разума». Чтобы вернуться к своему первозданному состоянию и войти в тесное общение с Господом, нужно осознать пагубность греховной модели поведения плотского человека и измениться в человека духовного, стремящегося жить по Духу Божию (1 Кор. 2:14, 3:1-3). Покаянная перемена сопряжена с прощением, которое надлежит искренне испросить у Бога и тех, против кого мы согрешили, а также самим простить своих обидчиков. Святитель Иоанн Златоуст говорит о неизмеримой глубине милосердия, которое Господь готов проявить к кающемуся человеку: «Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощение».
Следует помнить, что внешняя сторона поста, связанная с отказом от скоромной пищи – это лишь средство, которое должно помочь сконцентрироваться на нашем внутреннем мире, духовном самоанализе, борьбе с грехами и нравственном возрождении. В творениях Святителя Иоанна Златоуста находим такое поучение: «Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его».
Пост, как и все относящееся к сфере религиозной жизни, надо совершать свободно и непринужденно, исходя из потребности нашей души. «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни» – побуждает нас воскликнуть святой псалмопевец Давид (Пс. 83:3). Только осознанное и вдумчивое прохождение поста будет полезным для нас и угодным Богу.
Современный мир пренебрежительно относится к идее поста, в основе которого лежит воздержание. Общество потребления формирует гедонистические установки, согласно которым человек ни в чем не должен себе отказывать. Пытаясь обрести умиротворение, люди наивно используют различные средства из области материального, забывая, что только Богом мы «живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! В соответствии с древней церковной традицией и зовом своего сердца, в преддверии Великого поста прошу у всех вас прощение за все, чем согрешил перед вами словом, делом и мыслью и заверяю всех в прощении со своей стороны.
Милостивый и Всещедрый Господь да укрепит всех нас в подвиге поста, молитвы и добродетельной жизни, очистив «от всякой скверны плоти и духа» (2 Кор. 7:1).
По материалам СПбДА