VIII конкурс олимпиады заданий «Основы православной культуры» 2019/2020

Преподавателям, учащимся и всем желающим мы предлагаем принять участие в VIII конкурсе заданий для олимпиады «Основы православной культуры».

Для участия в конкурсе необходимо подать заявку на сайте:
http://opk.pravolimp.ru/contests/5ce67f2653bb56152c000038/claims
И в срок до 20 АВГУСТА 2019 года к заявке необходимо прикрепить файл с конкурсной работой (через функцию «Редактировать заявку»), сохраненный в формате word.
Название файла должно состоять из фамилии и инициалов (Ivanov I.I.).

Темы Олимпиады в 2019/2020 учебном году:

ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Эпоха святого Александра Невского»:
Воинский подвиг (самого князя и вообще), защита веры, святые и несвятые современники князя из князей, мирян и духовенства; княжеская семья; почитание и храмы, связанные с его именем.
Юбилей:
в 2020 году – 800-летие со дня рождения св. князя Александра Невского.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
I. «Соловки: прошлое и настоящее»
Тема связана с историей Соловецкого монастыря, его храмами и подвижниками, а также с новомучениками и вообще сонмом пострадавших за Христа на архипелаге: прп. Иову было от Божией Матери откровение, что Соловки станут Русской Голгофой.
Юбилей:
в 2020 году – 300-летие преставления прп. Иова Анзерского.

II. Дополнительная тема: «Православие в Америке»
Американская православная Церковь – это дочерняя Церковь для Русской. Тема года включает в себя такие аспекты: история американской миссии, появление и распространение Православия в Америке, подвиг русских миссионеров и святителей, русские монастыри в Америке и т.д.
Юбилейные даты:
в 2020 году – 50-летие автокефалии Американской Православной Церкви (1970).
в 2019 году – 225 лет со дня появления первых русских миссионеров на Аляске (1794 год), прп. Герман Аляскинский.

ТЕМА XXVIII МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ 2020 ГОДА:
«Великая Победа: наследие и наследники».

Условия участия в конкурсе:

  1. К участию в конкурсе приглашаются учителя православной культуры, гуманитарных дисциплин, педагоги дополнительного образования, преподаватели воскресных школ и учащиеся 8-11 классов.
  2. К участию в конкурсе от педагогов принимаются только полные пакеты оригинальных заданий, соответствующие следующим условиям:
    в работе должно быть примерно одинаковое количество заданий по темам Олимпиады;
    в работе должно быть 10 тестовых заданий (требования к оформлению см. ниже), 8 определений для кроссворда, 5-8 заданий других видов (но не более двух заданий одного типа);
    при составлении заданий должны учитываться межпредметные связи;
    перед каждым заданием должна быть указана возрастная категория его адресатов (задания могут быть составлены как для одной, так и для разных возрастных категорий – на усмотрение конкурсанта).
  3. Учащиеся 8-11 классов могут представить как пакет заданий, так и отдельное, хорошо подготовленное и выверенное задание для участия в одной из номинаций:
    кроссворд (в этом случае участником наряду с определениями предоставляется фигурная сетка кроссворда, в которой каждое слово имеет минимум два пересечения); в данной номинации допускаются к участию не только кроссворды, но и чайнворды, кроссчайнворды и пр.
    задание, ориентированное на работу с текстом (должно включать в себя сам текст и ряд вопросов репродуктивного, проблемного, логического характера);
    задания-головоломки (главное условие – самостоятельность составления);
    биографические задачи.
  4. К каждому заданию обязательно должны быть приложены ключи, соответствующие возрастным особенностям мышления, речи, интеллектуального развития учащихся. Без ключей задание к конкурсу не допускается.
  5. Задания должны содержать выверенную, достоверную информацию, основанную на авторитетных источниках.
  6. Задания должны быть составлены самостоятельно. Все тексты проверяются на наличие заимствований в системе «Антиплагиат». Заимствованные или ранее публиковавшиеся задания к конкурсу не допускаются.
  7. Все задания должны иметь отношение к православной культуре и напрямую или косвенно быть связаны с ключевыми темами Олимпиады. При этом косвенная связь с темами может осуществляться через дополнительный материал, данный при формулировке заданий.
  8. Имена всех святых и называния всех храмов, упоминающихся в заданиях, должны строго идентифицироваться.
  9. К каждому заданию прикладывается список использованной литературы и источников, на основе которых оно было составлено. Вся литература указывается с полными выходными данными, включая номера страниц; на интернет-ресурсы даются ссылки.
  10. При составлении заданий должен учитываться формат Олимпиады. (Например, объемы дидактических и художественных текстов и количество вопросов к ним. Не принимаются задания, составленные в стиле игр «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг», содержащие видеовопросы и т.п.)
  11. Участие в конкурсе подразумевает согласие автора на использование его заданий в материалах и итоговых работах олимпиады.

Перечисленные выше требования являются обязательными для всех участников.
Рекомендации к составлению заданий:

  1. Вопросы теста
    В данном задании предлагаются закрытые тестовые вопросы и четыре варианта ответа к ним. Ответы располагаются по алфавиту.
    Пример:
    Вопрос
    А. Первый ответ по алфавиту
    Б. Второй ответ по алфавиту
    В. Третий ответ по алфавиту
    Г. Четвертый ответ по алфавиту
    Правильный ответ выделяется жирным шрифтом. Обратите внимание, что в вариантах ответов стоят русские заглавные буквы и после них – точка.
    Формулировки вопросов могут содержать дополнительную информацию, связанную с ключевыми темами Олимпиады, которая может быть использована обучающимися в качестве подсказки при выполнении заданий из других блоков.
  2. Задания на логику
    К ним относятся
    задания на соответствие,
    поиск обобщающего понятия,
    «четвертое-лишнее»,
    дополнение логической цепочки,
    распределений понятий по группам и т.д.
    При составлении необходимо обратить внимание на следующие моменты:
    задания такого рода должны иметь один и только один правильный вариант ответа;
    отвечающему необходимо аргументировать свой выбор,
    ответ и примерная логика аргументации должны быть отображены в ключах.

Небольшие задания могут быть привязаны к тексту источника (или визуальному источнику) и составлять единую группу.

  1. Задания, ориентированные на работу с текстом
    В пакет заданий обязательно должны быть включены вопросы, предполагающие работу с текстом, а также сам текст.
    Требования к тексту:
    основой задания могут служить как художественные произведения, так и тексты различных исторических источников;
    художественные тексты (стихи или проза) выбираются из собраний русской классики (в том числе детской) в соответствии с возрастными особенностями обучающихся; категорически не приветствуется использование современных текстов, не имеющих художественной ценности;
    историческими источниками могут выступать выдержки из Священного Писания, житийной литературы, проповедей, исторических документов, источников личного происхождения (мемуаров, писем), гимнографических текстов;
    размер текста должен быть адекватен заданию: не приветствуются большие тексты, после которых даются незначительные вопросы.
    Задания, составленные на основе текстов, могут носить разнообразный характер. Например:
    дать (или подобрать) определения выделенным словам,
    вставить пропущенные слова,
    выяснить связь материала с другими областями знаний,
    ответить на вопросы, направленные на выяснение фактического знания материала,
    ответить на вопросы, направленные на понимание материала,
    ответить на вопросы, направленные на соотнесение описанных в тексте событий с конкретной исторической эпохой,
    определить автора (документ, адресата, событие и т.п.)
    Требования к заданиям:
    после текста должно быть дано несколько различных видов заданий;
    задания должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся и учитывать межпредметные связи;
    задания должны иметь четкую формулировку и обращение к ребенку («Прочитай текст и ответь на вопросы…» «вспомни и напиши…» «перечисли…» «объясни, почему…» и т.п.);
    ко всем заданиям должны быть составлены четкие и краткие ключи, которые также должны соответствовать речевым и интеллектуальным возможностям детей;
    в формулировках вопросов допускается наличие незначительных подсказок.
  2. Задания-головоломки
    К данному типу заданий относятся ребусы, шифровки, загадки и иные головоломки. Обращаем ваше внимание, что данные задания, как и остальные задания конкурса должны быть составлены самостоятельно, но при этом может быть использована любая известная форма. К головоломке обязательно составляется ключ (вариант правильного решения). Приветствуется наличие дополнительных заданий, связанных с пониманием содержания зашифрованного текста или понятия, а также исторического (культурного) контекста. Не бойтесь, если на первый взгляд задание покажется сложным: практика показывает, что дети решают головоломки гораздо быстрее и лучше, чем их наставники.
  3. Задания на знание хронологии
    Этот тип заданий традиционно относится к категории сложных. Обычно предлагается расположить нечто в хронологическом порядке (имена исторических личностей, святых, названия храмов, события, праздники, цитаты и т.п.) или сопоставить их с соответствующими датами. Упростить задание можно выбирая даты (деятелей, события и пр.), далеко отстоящих друг от друга на ленте времени. Для старших классов задание усложняется тем, что для сопоставления выбираются факты одной эпохи.
    Если задание связано с событиями церковного календаря, необходимо отметить, какие даты даны (или какие даты дети должны вспомнить и написать) – по новому или по старому стилю. Традиционно указываются даты по новому стилю. Старый стиль – элемент усложнения задания.
  4. Задания на работу с иконографическими и иллюстративными источниками
    В основу заданий положена работа с тем или иным зрительным образом.
    Требования к заданию:
    желательно, чтобы деятельность отвечающих не сводилась к простому «узнаванию» образца, вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы ребенок мобилизовал все свои знания по истории, чтобы дать правильные ответы;
    в качестве иллюстраций призываем использовать мировые шедевры и канонические иконографические изображения (если иное не предусмотрено самим заданием);
    иллюстрации должны быть четкими, фигуры на них – различаемыми и узнаваемыми;
    все иллюстрации обязательно прикладываются к заданию.
  5. Задания с опорой на пословицы и поговорки
    Задания данного типа обычно бывают связаны с сопоставлением пословиц и поговорок и событий Священной Истории или каких-либо добродетелей (недостатков). Иногда подбираются пословицы, связанные с церковным календарем. В этом случае предлагается также закончить пословицу. Задания этого рода могут быть выделены как в отдельный самостоятельный блок, так и играть роль дополнительного материала в других блоках.
  6. Биографические задачи
    Задания данного типа связаны с работой над биографическим или житийным материалом с последующим узнаванием исторической личности и ответами на дополнительные вопросы, относящимися к его эпохе. В качестве биографических задач могут быть использованы тропари и другие гимнографические тексты.
  7. Задания для кроссворда
    Суть задания состоит в подборе терминов, понятий, имен с краткими, четкими определениями, так или иначе связанными с ключевыми темами Олимпиады. Сетку кроссворда прикладывать не надо, за исключением случаев, когда она имеет симметричную, оригинальную структуру.

Дополнительные материалы должны быть заархивированы вместе с конкурсной работой:
Тексты, иллюстрации, аудиозаписи прикладываются (единым архивом с конкурсной работой).

Корпус заданий не ограничивается перечисленными выше типами. Приветствуются оригинальные вопросы из самых различных областей (русский и церковнославянский языки, церковная архитектура, музыка и др.)

Все участники, приславшие конкурсные работы, выполненные в соответствии с указанными требованиями, к 10 ОКТЯБРЯ 2019 года получат сертификаты участников общероссийского конкурса. Обладатели лучших работ будут награждены дипломами.

Метки: , , , ,

Читайте также

Рабочая тетрадь к учебнику В.О. Гусаковой "Православная культура России" для 5 классов
Председатель Отдела религиозного образования принял участие в городском педагогическом совете «Петербургская школа: опережая время»

Вся лента