2 марта в Бирюзовом зале епархиального управления прошла встреча сотрудника ОРОиК иерея Константина Мальцева с группой учителей Приморского района — преподавателей предмета «Основы православной культуры и светской этики». Мероприятие организовано Отделом религиозного образования и катехизации.
Главной темой беседы была необходимость преподавания данного предмета в школе. Отец Константин отметил, что традиционная светская педагогика оставляет в небрежении конечные цели воспитания, не может ответить на вопрос, зачем детей воспитывать так, а не иначе, зачем прививать им те или иные ценности.
«Сейчас общество с надеждой смотрит на педагогику, а педагогика тоже смотрит на общество, — сказал священник. — Не надо забывать, что именно развитие общества стимулировало появление общественной педагогики».
Далее отец Константин коснулся истории педагогики и, поскольку европейская культура зародилась в античном мире, начал с античности. «В античности был запрос на гармонию, на всестороннее развитие личности: человек должен быть сильным, умным и изящно воспитанным. Христианство изменило запрос: первенствовали духовные качества, можно назвать это запросом на святость. В эпоху Возрождения педагогика пережила индивидуализацию, рационализацию и секуляризацию».
Религиозное сознание высшей ценностью считает Бога, на втором месте — человеческая личность (комплекс идей о ценности и неповторимости человеческой личности возник, как подчеркнул отец Константин, именно в христианском мире), на третьем — плоды человеческой деятельности, на четвертом — относительные ценности (здоровье, образование и т.д.), на пятом — служебные ценности (гигиена, этикет). «В советском обществе Бог был заменен идеей построения земного рая. И вышло, что человеком можно пожертвовать, если он «не вписывается» в идею, то есть идея «счастья» обернулась уничтожением миллионов людей. А что такое идея на самом деле? Это продукт деятельности человека, то есть она может быть только на третьем месте, а никак не на первом. Или сейчас модно говорить, что главное — это здоровье, а здоровье — вообще относительная ценность. Также часто можно услышать, что главное — быть хорошо воспитанным, но человек может быть прекрасно воспитан, и при этом быть негодяем».
В наше время, по мысли отца Константина, стало очевидным, что следование исключительно личным интересам и свобода не делают человека счастливее, поэтому педагогика стала двигаться «назад», к той точке, с которой началось увлечение индивидуализмом.
«Если мы будем честны, то поймем, что секулярная педагогика себя не оправдала. Поэтому государство и стало смотреть в сторону Церкви», — отметил отец Константин. Он подчеркнул, что в современной ситуации не может идти речь о всеобщем религиозном воспитании, но лишь о присутствии в образовательном процессе некоторых его компонентов.
Источник: mitropolia.spb.ru