Вниманию представителей СМИ! В 13:30 состоится брифинг с участием архиепископа Петергофского Амвросия.
Открытие выставки — в 14:00.
В 2016 г. православный мир празднует юбилей 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Эта дата связана с первым письменным упоминанием о древнерусском монастыре на Афоне – одном из самых святых мест на земле. Многие, вступив в святые пределы Афона, оставались там навсегда, как и русские монахи, прибывшие туда впервые незадолго до 1016 г.
Афон – это монашеская республика, расположенная на полуострове протяженностью с северо-запада на юго-восток около 60 км, шириной от 7 до 19 км. В южной его части высится гора высотой 2033 метра над уровнем моря. Эта гора и именуется Афоном и является духовным средоточием Афона как монашеского государства.
Афон в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовной культуры, как в эпоху Киевской Руси, так и в последующие столетия. Особенно важным было становление под влиянием Афона Киево-Печерского монастыря, который около 1000 лет назад стал своего рода «рассадником» и центром монашества и духовной культуры на Руси.
Именно Святая Гора Афон, ее наследие и традиции существенно повлияли на формирование мистико-аскетического облика самобытного русского православия, как и самой Святой Руси. Поэтому приобщиться к далеким и одновременно родным святыням Афона всегда было заветной мечтой для многих поколений русских людей.
И сегодня, когда на Святой Горе вновь, после разрушительных для России богоборческих гонений 1917 г., возрождается русское монашество, очень важно восстановить память, роль и значение Афона в истории Русской Церкви и России. Ведь подлинное возрождение возможно только через обращение к собственному духовному наследию и первоисточникам, где Святая Гора Афон всегда занимала одно из ведущих мест.
Юбилейному году посвящена выставка картин художников Василия Нестеренко, Александра Каяса, Татьяны Гавриленко и Владимира Исупова, которая открывается в Санкт-Петербурге в последнюю неделю Великого поста. Необыкновенное сочетание современной техники и исторических сюжетов позволяет взглянуть на далеко ушедшие события с новой точки зрения. Выставка – это рассказ об Афоне на языке новейшего искусства, в которой максимально точно и тонко сохранены все духовные смыслы, связанные с таким великим для православного человека святым местом. Работы же Татьяны Гавриленко и Владимира Исупова открывают дверь в мир Русского Афона – острова Валаам, уникального места сосредоточения русской духовной культуры, возникшего благодаря усилиям духа, воли и молитвы русских подвижников в суровых и неприветливых условиях северной природы на рубеже XI–XII веков.
Выставка также включает в себя экспозицию списков афонских икон. Открывает коллекцию древняя икона, называемая «Пресвятая Богородица. Игумения Горы Афонской», на которой Богоматерь как бы стоит в воздухе над всей горой Афонской и покрывает ее, тем самым оберегая и защищая Святую Гору. Вторая икона экспозиции называется «Троеручица», которая, по преданию, принадлежала св. Иоанну Дамаскину. Среди прочих икон посетители выставки смогут увидеть изображение великомученика и целителя Пантелеимона, икону Богородицы «Достойно есть», «Старица», «Светописанную икону Божией Матери», икону Русских Государей и другие.
Настоящая выставка – как таинственное окно в мир истории Русской Православной Церкви, в мир ее важной духовной частицы на Афоне и Валааме, которая всегда оставалась тайной для большинства людей.
Выставка организована Советом по культуре Санкт-Петербургской епархии и галереей «Мастер-Класс» при кураторстве заслуженной артистки России, депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга V созыва А.Р. Мельниковой.
22 апреля | 10 мая 2016 г.
Галерея «Мастер-Класс» (ул.Маяковского 41), Вт | Сб, 12:00 | 19:00