7 ноября, в год столетия революции и начала подвига новомучеников и исповедников российских, Совет по культуре Санкт-Петербургской епархии при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и Центра культурных инициатив представил на сцене Ледового дворца музыкальный проект «Перезвоны столетий. 1917-2017 год». Авторы концерта – иерей Илия Макаров, режиссер Алена Поликовская – с помощью музыкальных произведений, писем и исторических отрывков акцентировали внимание на основных событиях XX века и показали всю трагичность этих событий и важность усвоения жизненных уроков. Церковь вспоминает и сопереживает тем дням, которые навсегда перевернули историю России.
В начале концерта председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии, участник Хора духовенства иерей Илия Макаров подчеркнул, что сто лет назад началась «новая жизнь» — жизнь без Бога, символом которой стал маятник Фуко в Исаакиевском соборе. Однако, в действительности, он не доказывал отсутствие Бога, а лишь обнажал ту пустоту, которая воцарилась в храме. А Церковь, как сто лет назад, так и сегодня, призывает людей к любви, которая является неоценимой силой, способной изменить все, в том числе, и чужую злую волю.
Осмыслить столетнюю российскую историю, историю миллионов человеческих судеб, подвиг новомучеников и исповедников российских, отдавших жизнь за свою веру, а также раскрыть взгляд Церкви на эти события помогли ведущие концерта – заслуженная артистка России Анастасия Мельникова и народный артист России Александр Галибин.
Ведущие читали подлинные письма людей, в которых отразилась история России за сто лет. Среди них поэты, писатели, философы: Александр Блок, Марины Цветаева, Николай Бердяев, Леонид Андреев. Их строки выражали непонимание и неосознанность того, что происходит со страной:
«Произошло то, чего никто еще оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала», — писал Александр Блок.
Трогательными и пронзительными были звучащие со сцены письма солдат, не вернувшихся с фронтов и письма священномучеников из мест заключения, датированные 1920-1930 годами. Все они говорили об одном: возврата к прошлой спокойной жизни уже не будет:
«Время было трачено на всякие дела и меньше всего на те, на которые нужно было, на пастырский подвиг. Жаль, что прозревать приходится после того, как беда стрясется, как даже и поправить ничего нельзя. И вот вам всем, кто хочет, и будет помнить меня, урок от моей трагической судьбы: оглядываться назад вовремя и не доживать до таких непоправимых ударов, до каких дожил я», — строки из письма священномученика Василия Соколова.
Чтение отрывков и писем сменялось пением Хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова и сопровождалось музыкальными композициями в исполнении духового ансамбля «Кронверс-Брасс» под управлением Ильи Кузнецова. Были исполнены композиции: «С нами Бог» П. Чеснокова, вальс «Над волнами»; «Окрыленные» М.Кашеварова; «Мужайся, церковь Христова» С.Трубачева; «Беловежская пуща»; «Мгновения» и многие другие. Атмосферу сопереживания, боли, трагичности происходившего дополнял видеоряд – кадры фотохроники, графика, символические фигуры красноармейцев, которые сменялись цветными изображениями, символизирующими стремление людей жить дальше.
Концерт явился настоящим осмыслением, осознанием трагичности и невозврата былой жизни. Но вместе с тем показанное на сцене подтвердило и то, что надежда и утешение, которые заключаются в Боге, у людей никогда не отнять: «Утешимся тем, что всякое страдание на пользу человеку, на пользу его бессмертной душе, которая только и имеет значение», — слова из письма священномученика Василия Соколова.
Фото: mitropolia.spb.ru