Христианский выбор князя Владимира как исторический и культурный путь развития Руси

mg_0910-580x368

Рождественские чтения на тему «Христианский выбор князя Владимира как исторический и культурный путь развития Руси» прошли 27 ноября в 41-й гимназии Приморского района.

Организаторами выступили Приморское благочиние, ИМЦ Приморского района и Государственное общеобразовательное учреждение гимназия №41. На чтениях присутствовали настоятели и представители храмов Приморского благочиния: настоятель храма святого апостола Петра в Лахте протоиерей Андрей Мунтян и настоятель храма святой мученицы Татианы иерей Александр Ковальский.

Открытие чтений началось с приветствия иерея Андрея Ковальчука, клирика храма святого Димитрия Солунского в Коломягах, помощника благочинного Приморского благочиния в сфере образования. Отец Андрей поприветствовал собравшихся священнослужителей и педагогов сказав, что нужно вознести «благодарность Богу за то, что стало возможным нам собираться. Это наше общее дело — научение народа, наших детей, а значит, и нашего будущего. А когда-то князь Владимир определил наше будущее, о чем мы поговорим сегодня».

За ним последовало приветственное слово директора 41-й гимназии Татьяны Кухарской. Татьяна Борисовна заметила: «Все наши учителя в этом году прошли курсы на тему духовных проблем духовно-нравственного образования. И сегодня, я надеюсь, Князь Владимир объединит нас всех».

С первым докладом выступил иерей Константин Костин, клирик храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Отец Константин посвятил свой доклад религиозному портрету князя Владимира — от языческого образа к христианскому: «Мы именуем Князя Владимира «Красное Солнышко», «равноапостольный», «креститель Руси». Но первоначально его жизнь была далека от праведности: он обесчестил полоцкую княжну Рогнеду, был двоеженец, взял жену своего брата Ярополка, имел сотни наложниц. В то же время он любил Киев и свое государство, поэтому искал религию, которая укрепила бы его власть. И именно в Византии он нашел такую страну, подобно которой он хотел бы видеть Русь». Отец Константин завершил свое выступление словами историка Николая Карамзина: «Владимир с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством; но скоро доказал, что он родился быть государем великим».

Священник храма святого Архистратига Михаила иерей Николай Амбарцумов поднял в своем докладе проблему самоощущения князя Владимира: отказ от язычества был для князя равноценен отказу от языческого мировоззрения, языческого быта. Князь начал с торжественного и прилюдного уничтожения идолов и капищ, на месте которых строил церкви. «Далее он крестит сыновей и отправляет их в уделы, чтобы вся страна христианизировалась, — продолжил отец Николай, — потом он вводит письменность, и это, безусловно, взаимосвязано с новой верой». Следствием реформ князя Владимира отец Николай видит появление в русской истории выдающихся личностей — Ярослава Мудрого, митрополита Илариона и Нестора-летописца.

Татьяна Одинцова, педагог-воспитатель детского сада, подготовила доклад на основе жития святого князя Владимира. Татьяна Николаевна уточнила, что мать князя Малуша была дочерью того самого князя Мала древлянского, которого разбила княгиня Ольга, мстя за своего мужа Игоря. И Малуша, вопреки недовольству Ольги, стала возлюбленной ее сына князя Святослава. Воспитанием князя Владимира занимался воевода Добрыня, вошедший в былины. Хотя во время княжения Владимира в Новгороде в его дружине были христиане, решив принять православие, Владимир повел себя как язычник, отправившись походом на греков. Татьяна Николаевна замечает: «В его биографии есть параллель с историей ослепление апостола Павла. Это был последний барьер перед духовным возрождением». Педагог обратила внимание, что празднование памяти святого князя Владимира было установлено святым великим князем Александром Невским после одержанной победы в Невской битве, когда князь Александр особенно ощутил помощь крестителя Руси.

О взаимоотношении князя Владимира с Византией рассуждал иерей Игорь Лещинский, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»: «Просить крещения у греков значило в каком-то роде признать зависимость, ведь Константинопольские Патриархи ставились с определенного дозволения императора, и князь Владимир понимал, что приняв крещение, он попадает в вассальную зависимость», — подчеркивает отец Игорь, но тут же уточняет: «Все было бы так, если бы не события 987 года, а именно восстание Варды Фоки. Византийцам не оставалось ничего иного, как прибегнуть к помощи россов. Арабский историк пишет, что отношения между россами и греками были тогда не лучшими, но в борьбе с внутренним врагом они соглашаются на союз с врагом внешним. Единственное условие союза — брак киевского князя с греческой царевной, сестрой императора».

Отец Игорь отмечает: «Это беспрецедентный случай, даже наглость, но византийцы соглашаются. Однако после победы императоры Константин и Василий стараются уйти от обещания, и Владимир требует исполнения договора, и чтобы показать серьезность намерений, Владимир идет на Корсунь. Устрашенные победами Владимира, императоры отдают сестру с условием его крещения. Когда именно крестился князь — неизвестно. Либо во время Корсунской осады, либо до нее — во время подписания брачного договора. Чрезвычайно важно, что Русь принимает христианство не как вассальное государство, а как свободное государство. Владимир чеканит монету со своим изображением, как и византийские императоры, и дальнейшее взаимодействие с Византией строится уже как родственное. В этом можно усмотреть промысл Божий, что именно так Господь устроил крещение Руси».

После выступления докладчиков заведующая сектором методической работы Ирина Константинова рассказала о цикле занятий «Добрые уроки», который в грядущем году будет посвящен святому князю Владимиру. Проект называется «Уроки государственной мудрости», в нем могут участвовать все дети Санкт-Петербургских школ. Ирина Анатольевна ободрила присутствующих словами: «Именно через вас о святом князе Владимире узнают дети. Дело духовно-нравственного воспитания — это солидарность всех социальных институтов, и очень радует, что в Приморском районе осуществляется это социальное партнерство между школой и Церковью».

mg_1048-580x398

В заключение Рождественских чтений состоялся концерт. Иерей Анатолий Першин исполнил песни собственного сочинения, а диакон Антоний Малаховский в дуэте с иереем Андреем Ковальчуком порадовали слушателей старинными русскими романсами.

Источник: mitropolia.spb.ru

Читайте также

Мультимедийный проект "Православный мир России" (видео)
Рождественский пост: между печалью и радостью

Вся лента